С каким океаном связан дрейк. Фрэнсис дрейк и его корабль. Фрэнсис Дрейк продавший душу

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; около 1540 - 28 января 1596) - английский мореплаватель, корсар, вице-адмирал (1588). Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (в 1577-1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) в Гравелинском сражении (1588), благодаря умелым действиям Дрейка, англичанам удалось получить преимущество над превосходящими огневой мощью силами противника.

Казалось бы, дело чести и долга любой царствующей особы - бороться с пиратами и всякого рода иными разбойниками.

Вроде бы, очевидно также, что удел пирата - всячески опасаться сильных мира сего или, по крайней мере, избегать встреч с ними.

Но история знает совсем иные примеры.

Один из них свидетельствует об удивительном, на первый взгляд даже невозможном и все же абсолютно закономерном союзе двух людей из далекого прошлого.

Она - не кто иная, как ее величество английская королева. Он - без сомнения, самый настоящий пират, закоренелый морской разбойник.

Но, тем не менее, она благоволила ему и даже подарила шелковый шарф с вышитыми золотом словами: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог». Вручая ему меч накануне опасного плавания, она сказала: «Мы считаем, что тот, кто нанесет удар тебе… нанесет его нам».

Да и могло ли быть иначе, если ее величество, выражаясь современным языком, «вошла в долю» со знаменитым пиратом, стала его «спонсором», требуя при этом держать в строгой тайне ее личное участие в «коммерческой» сделке...

Автор Marcus Gheeraerts the Elder (1520–1590). Название English: The Wanstead or Welbeck Portrait of Elizabeth I or The Peace Portrait of Elizabeth I. Дата между 1580 и 1585. Техника масло по дереву. Размеры 45,7 × 38,1 см

Шел XVI век. До выработки норм международного права по борьбе с пиратством оставалось несколько столетий, и на морях процветал захват судов с целью наживы. Так-то оно так; но склонить монархиню одного из крупнейших европейских государств к поощрению и финансированию разбойничьего промысла - это и тогда было далеко не просто...

А вот сэр Фрэнсис Дрейк сумел это сделать. Около двадцати лет «железный пират», как его позднее называли, грабил при содействии своей могущественной покровительницы. Он был посвящен в рыцари, стал национальным героем…

Но нам Дрейк интересен не только и не столько этим. Во время очередного грабительского плавания, стремясь избежать встречи с разъяренным противником, пират вынужден был искать новый путь на родину. Это путь, длиной почти в три года, оказался... вторым в истории кругосветным плаванием!..

Дрейк появился на свет в 1545 году на юге Англии, - в островной стране, где профессия моряка издавна была в почете, где, по преданию, начали строить корабли чуть ли не с момента заселения Британских островов.

На корабле, где его отец служил судовым священником, частенько бывал в первые годы своей жизни маленький Фрэнсис. Когда ему было не более десяти лет, отец определил сына юнгой на торговый корабль.

Очевидно, мальчик был трудолюбив и настойчив в овладении искусством судовождения. Во всяком случае, он явно приглянулся старому капитану, не имевшему семьи и завещавшему свое судно после смерти Фрэнсису. Это случилось в 1561 году, вследствие чего Дрейк стал капитаном и владельцем небольшого корабля уже в шестнадцать лет.

Что же делал в столь юном возрасте будущий капер (так называют пиратов, поддерживаемых правительствами своих стран), обладая судном и навыками его вождения? Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить, что Дрейк жил в то время, когда Испания, владея большими и богатыми территориями в Новом Свете, стала могущественнейшей из империй мира.

Ежегодно из Америки в прямом и в переносном смысле приплывали несметные драгоценности, обогащая испанскую казну. Это, конечно же, не могло не вызывать раздражения и зависти у других европейских монархов. Лавры Испании особенно не давали покоя Англии, стране мореходов...

Испанцы жестоко расправлялись с любыми европейцами, пытавшимися высадиться на берегах их американских владений. И все же, некоторые расчетливые английские дельцы умудрялись найти лазейку...
Один из них, некий Джон Хокинс, с благословения все той же королевы - Елизаветы I - предложил услуги посредника в полуофициальной торговле рабами из Африки между Португалией и Испанией. С этой миссией в 1566 году берега Вест-Индии и посетила очередная английская экспедиция. А вспоминаем мы это потому, что одним из ее участников был молодой Фрэнсис Дрейк.

Судя по всему, первое трансатлантическое плавание Дрейка, несмотря на его рядовую роль в экспедиции, явно пошло ему на пользу. Ведь здесь он получил первое боевое крещение. Захват возле берегов Гвинеи нескольких португальских кораблей с рабами, переход через океан к берегам Колумбии, завуалированные работорговые сделки с местными испанскими властями…

Навыки такой «работы» пригодились Дрейку очень скоро. Вернувшись в 1567 году домой, он пробыл на родине всего шесть недель - и собрался в новое плавание. Не сложно догадаться, что снова к берегам Америки.

2 октября 1567 г. флотилия из шести судов, возглавляемая Хокинсом, покинула Англию. На этот раз одним из небольших парусников командовал Фрэнсис Дрейк. 22-летний капитан принимает активное участие в сражениях на море и на суше, с целью добыть рабов. После некоторых неудач, в конце концов, англичанам удается захватить около полутысячи человек.

С грузом «черного товара» корабли приходят в Карибское море. Здесь, на многочисленных островах, сочетая искусство дипломата и воина, Хокинс проводит несколько выгодных торговых сделок.

Почти завершив задуманное, он собрался было возвращаться домой, но тут разыгрался страшный шторм, длившийся несколько дней. Не успев от него опомниться, английские корабли попадают под новые ураганные удары ветра и волн. В результате, Хокинс вынужден задержаться в одном из портов для ремонта и восстановления сил.

И надо же такому случиться, - именно в это время сюда прибывает испанская эскадра, состоящая из 13 кораблей. Внешне соблюдая приличия, несколько дней испанцы и англичане проводят дипломатические переговоры, обмениваются любезными письмами. Тщательно скрывая истинные намерения, они пытаются перехитрить друг друга...

В этот раз берут верх испанцы. Стянув к берегу войска, вопреки всем заверениям своих официальных лиц, они нападают на английские суда...

Произошло ожесточенное сражение, вследствие которого относительно целым в Англию вернулось только одно судно - Дрейка.

На нем было 65 человек. Через несколько дней, правда, появился еще один корабль - Хокинса. Но на нем оставалось в живых лишь 15 моряков. Это были все, кто уцелел из 500 человек экспедиции...

Биографы Дрейка утверждают, что за всю свою жизнь он так и не смог простить испанцам проявленного ими тогда коварства.

Но так ли уж безвинны были и англичане? Скорее всего, имела место ситуация, в которой один вор обманул другого вора.

И все же, если бы испанцы знали, какого дьявола они разбудили!

Властный и раздражительный, с бешеным характером, жадный, мстительный Дрейк действительно запомнил произошедшее с ним и стал тщательнейшим образом готовиться к расплате...

Это не было мелкой местью обиженного юноши. Речь шла о продуманной стратегии морского террора по отношению ко всем испанским кораблям - с возможным переносом боевых действий на территорию испанских владений в Новом Свете. По сути, молодой капитан послал вызов самому могущественному в то время монарху мира.

Готовясь осуществить задуманное, Дрейк, не афишируя, совершает в 1569-1571 гг. еще два плавания в Америку. То были своеобразные рекогносцировочные походы с созданием секретных продовольственных складов на берегах Панамы. Проведя, таким образом, разведку, в мае 1572 года Дрейк на двух кораблях вновь отправляется в путь через Атлантику к давно намеченному пункту.

Он плывет к Номбре-де-Диос - одному из портов на Атлантическом побережье, названному пиратами «сокровищницей мира». Сюда ежегодно доставлялись все драгоценности, добытые на перуанских рудниках, для дальнейшей их отправки в Испанию.

Высадившись на берег, Дрейк предпринял штурм города, во время которого был ранен. Капитана, потерявшего много крови, моряки отнесли на корабль, забыв на какое-то время про свою главную цель - разграбление городских богатств. Очевидно, что уже тогда Дрейк пользовался среди них популярностью, и они готовы были следовать за своим 27-летним предводителем хоть на край света.

Покинув город и остановившись на одном из островов, англичане отдыхали, залечивали полученные раны. Встретив там же беглых рабов, Дрейк сумел привлечь и их на свою сторону. Рабы сообщили ему, что через несколько месяцев в Номбре-де-Диос ожидается караван с золотом.

В ожидании этого события капитан предпринимает плавания вдоль берегов Америки, захватывая по пути испанские суда. В одной из стычек погибает один из его одиннадцати братьев, затем умирает от болезни другой. Но ни собственные ранения, ни смерть близких не могут остановить Дрейка.

Вместе с группой матросов и беглых рабов он совершает многодневный пеший переход по Панамскому перешейку, готовя засаду для каравана с золотом. Во время этого похода он со своими спутниками первым среди британцев увидел «Испанское озеро» - Тихий океан.

После многодневного пути в полумраке тропического леса, взволнованный чудесным зрелищем, Дрейк поклялся, что «пройдет на британском корабле по этому морю». Он и не подозревал, что через несколько лет ему действительно доведется это сделать...

Но пока что капитан успешно проводит давно задуманную операцию по захвату испанского каравана и впервые лично завоевывает богатую добычу. При этом он не теряется в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Когда, например, испанские колониальные власти начали патрулировать побережье, чтобы не дать уйти Дрейку с награбленным, тот приказал соорудить деревянный плот.

На нем он вместе с несколькими людьми вышел в море и, умудрившись проскочить испанский кордон, через шесть часов плавания нашел свои корабли. Ночью они незаметно подошли к берегу и забрали драгоценный груз.

Сокровища, привезенные Дрейком на родину в 1573 году, сделали его состоятельным человеком. Теперь он перестал зависеть от богатых судовладельцев, да и уверенности у него прибавилось.

Возможно, этому способствовали и его успехи на государственной службе, - Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания.

На него обратили внимание в высших кругах. И когда, готовясь к войне с Испанией, в Англии начали разрабатывать план морских экспедиций, Фрэнсис Дрейк был вызван для консультаций.

Высказав свое мнение о том, что удар следует нанести по испанским владениям в Америке, он вскоре получил секретную аудиенцию у королевы.

Елизавета полностью поддержала замыслы Дрейка. Более того, именно тогда, очевидно, и состоялась первая сделка Дрейка на государственном уровне.

Королева, изъявив желание принять личное участие в планируемом мероприятии, тайно внесла значительную сумму денег. Понятно, что это было сделано не только из патриотических побуждений. Ее величество рассчитывала на немалую личную долю от будущей добычи, захваченной у испанцев благословленным ею пиратом.

В середине 1577 г., получив звание контр-адмирала, 32-летний Фрэнсис Дрейк с флотилией из пяти кораблей и более чем 160 человеками экипажа вышел из Плимута в море. Зная задачи, поставленные перед Дрейком, наше воображение не может сегодня не рисовать образы величественных огромных парусников.
«Золотая лань» - бессменный флагман Дрейка
Галеон (исп. galeón, также галион, от фр. galion) - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое.

Но на самом деле длина крупнейшего из пяти кораблей, флагмана, получившего впоследствии название «Золотая лань», была всего 23 м при ширине менее 6 м! И на таком-то судне Дрейку предстояло провести, как оказалось, многие месяцы в течение трех ближайших лет.
Современная модель галеона «Золотая лань» в Бриксхэме

Впрочем, адмирал не придерживался аскетизма - даже в море. Его каюта была отделана и обставлена с большой роскошью. Капер пользовался посудой из чистого серебра; во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, за креслом Дрейка стоял паж…

О том, как происходило знаменитое плавание, мы знаем благодаря корабельному священнику, составившему его подробное описание.

Ограбив по дороге несколько испанских кораблей, пройдя длинный путь из Северного в Южное полушарие, в апреле 1578 г. флотилия благополучно прибыла к берегам Южной Америки. Продвигаясь на юг вдоль восточного побережья Аргентины, англичане неоднократно встречались с местными коренными жителями - патагонцами.

Они, как замечает свидетель событий, «оказались добродушными людьми и проявили столько жалостливого участия к нам, сколько мы никогда не встречали и среди христиан».

Это сравнение интересно еще и тем, что вскоре между христианами, т. е., между участниками экспедиции, возник инцидент, завершившийся казнью знатного и богатого человека, Томаса Доути. Таково было решение адмирала Дрейка, который не без оснований заподозрил Доути в попытке сорвать плавание.
В августе флотилия вошла в извилистый и сложный для плавания Магелланов пролив, путь через который продолжался две с половиной недели.

Наконец, показались необозримые водные просторы, по которым некогда мечтал пройти на английском корабле Дрейк.

Заметим, что одна из гипотез о происхождении названия крупнейшего океана Земли связана с именем Магеллана. Якобы, именно благодаря тому, что хорошая погода благоприятствовала плаванию этого португальца, океан и был назван соответствующе - Тихий. Если это правда, то, думается, побывай Дрейк здесь раньше Магеллана, океан имел бы совершенно другое название.

Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют сохранившиеся воспоминания очевидца: «Не успели мы выйти в это море... для нас оказавшееся Бешеным, как началась такая неистовая буря, какой мы еще не испытывали... Ветер был такой силы, что, казалось, дуют все ветры земли одновременно.

Казалось также, что все тучи на небе собрались в одном месте, чтобы обрушить на нас ливень. Корабль наш то подкидывало, как игрушку, на гребни гигантских волн, то с такой же стремительностью бросало в морскую бездну». Жестокий шторм продлился 52 дня почти без передышки и завершился только в конце октября.

В итоге - из трех имевшихся тогда в распоряжении Дрейка кораблей один со всем экипажем погиб, другой, отброшенный бурей обратно в Магелланов пролив, решил более не испытывать судьбу и, выбравшись в Атлантический океан, возвратился в Англию. А что же сам адмирал?

Именно корабль Дрейка уцелел. Судьба? Очень может быть. Но не будем забывать, что Дрейк, несомненно, был моряком по призванию. Он очень интересовался книгами по судоходству, испытывая особую страсть к географическим картам. На каждом захваченном судне первой добычей пирата становились, прежде всего, карты и навигационные приборы.

Небезынтересно также то, что он внимательно изучал книгу Магеллана, не расставаясь с ней. Возможно, все это сыграло роль в том, что корабль адмирала не постигла трагическая участь.

Правда, судно отнесло штормом далеко на юг. Но, не произойди этого, Дрейк не сделал бы важного открытия. Понимая, что люди измучены и нуждаются в отдыхе, он останавливается на несколько дней на одном из островов Огненной Земли.
Огненная Земля (Исла-Гранде де Тьерра дель Фуэго, исп. Isla Grande de Tierra del Fuego; буквально «Большой остров Огненной Земли») - остров у южной оконечности Южной Америки, от которой его отделяет Магелланов пролив, в составе архипелага Огненная Земля.

Этот архипелаг был открыт еще Магелланом. Но именно моряки английского капера впервые усмотрели, что «в южном направлении не было видно ни материка, ни острова, лишь Атлантический океан и Южное море встречались на... вольном просторе».

Так Дрейк невольно открыл, что Огненная Земля - последняя суша у южной оконечности Южной Америки и что за ней простирается открытое море.

Уже в XIX веке, после открытия Антарктиды, проход между ней и Огненной Землей, соединяющий два самых крупных океана планеты - Атлантический и Тихий, назвали проливом Дрейка. Заметим, что это самый широкий (до 1120 км) пролив на Земле.

Не имея возможности преодолеть господствующие в этих широтах западные ветры, адмирал взял курс на север. Он надеялся соединиться с пропавшими кораблями своей эскадры в условленном месте на западном побережье Чили (в Вальпараисо).

Стояло лето Южного полушария, океан был спокоен, небо безоблачно. Но, как бы в противовес умиротворяющей природе, во время одной из высадок на берег для пополнения запасов пресной воды и продуктов на группу матросов во главе с адмиралом внезапно напали индейцы.

Двое англичан были убиты, остальные ранены. Досталось и Дрейку, получившему стрелу в лицо. Такую, ничем не спровоцированную, враждебность адмирал объяснил тем, что индейцы приняли их за испанцев. Интересно, что за неимением в экспедиции врача (он умер), Дрейк сам занялся лечением многочисленных раненых. Очевидно, он был в какой-то мере сведущ и во врачебном искусстве...

Мореплаватель продолжил свой путь на север, стараясь не вступать в конфликт с местными племенами, поскольку предусмотрительно рассчитывал привлечь их на свою сторону в борьбе с испанцами.

Его надежды оправдались. Вскоре именно индейцы показали англичанам дорогу в гавань Вальпараисо, где царили мир, спокойствие... и полное отсутствие бдительности. Ведь здесь никогда еще не видели иных судов, кроме испанских.

Поэтому пиратский корабль поначалу приняли за свой и даже салютовали ему флагами и барабанной дробью. Можно представить себе шок испанцев, когда в собственном «доме» они подверглись дерзкому и смелому налету! Англичане довольно быстро завладели стоявшим в гавани испанским судном, а затем разграбили город.

Покончив с привычным делом, Дрейк распорядился отпустить всех захваченных испанских моряков. Подобные широкие жесты, судя по описаниям его похождений, он проделывал многократно. Иногда он даже одаривал из награбленного помилованных им противников.

Очевидно, у этого человека с крутым, как его характеризовали современники, бешеным характером, все же был свой кодекс чести.

Может быть, из-за таких, как Дрейк, и появилось выражение «джентльмены удачи». Ибо, несомненно, далеко не будучи ангелом, он не соответствовал и образу кровожадного душегуба...

Первое нападение на испанцев в Тихом океане принесло Дрейку немалые барыши, и он с вдохновением продолжил предназначенную ему миссию. Чрезвычайно интересны английские описания того, как происходила «экспроприация экспроприаторов». Однажды англичане нашли на берегу спящего испанца, возле которого лежали слитки серебра.

Свидетель пишет: «Нам никак не хотелось его будить, но, против нашей воли, мы доставили ему эту неприятность, так как решили освободить его от заботы, которая, чего доброго, в другой раз и не позволила бы ему заснуть, и покинули его, взяв его ношу, чтобы она не беспокоила его больше и он мог бы продолжать свой сон спокойно».

В другом случае, по поводу встречи с испанцем, погонявшим небольшой караван груженных серебром животных, англичанин замечает: «Мы не могли допустить, чтобы испанский джентльмен превратился в погонщика, и потому, без просьбы с его стороны, сами предложили свои услуги… но так как он не мог хорошо показать дорогу… мы с ним расстались…». Какой изысканный стиль! Как, оказывается, витиевато можно описать самое обычное ограбление!..

Да, Дрейку не откажешь в смелости, нередко переходившей в дерзость... Наведавшись как-то в один из испанских портов на западном берегу Южной Америки, пират умудрился под покровом ночи проникнуть в гавань, где стояло 30 кораблей противника.

Воспользовавшись тем, что команды находились на берегу, Дрейк со своими людьми «осмотрел» суда.

При этом, переходя с корабля на корабль, он рубил якорные канаты, рассчитывая на то, что сдвинутые приливом суда внесут сумятицу в стан врага и дадут возможность «Золотой лани» уйти на безопасное расстояние. Так впоследствии и случилось...

Продолжая успешное продвижение на север, английский адмирал-пират не мог не обратить внимания на неточность захваченных им испанских карт. Всякий раз, когда Дрейк, руководствуясь ими, поворачивал на северо-запад, он терял берег из виду. Внося исправления в карты, Дрейк «срезал» сотни тысяч квадратных километров несуществующей территории.

Его двоюродный брат Джон по поручению своего начальника постоянно делал зарисовки берегов тех гаваней, куда заходил корабль. В итоге, именно после плавания Дрейка Южная Америка приняла на картах более правильные, знакомые нам сегодня очертания.

Тем временем, слухи о «дьяволе Дрейке» распространились по всему побережью. Испанцы пытались даже преследовать «Лань», но та была неуловима.

Продолжая искать свои пропавшие корабли, адмирал заходил во все устья рек и бухты. Наконец, смирившись с потерей, он начал думать о возвращении домой. Но путей оказалось не так много. Дрейк полагал, что у Магелланова пролива его будут подстерегать испанцы (так оно и было).

Скорее всего, не без основания думал пират, и у Молуккских островов ему приготовлена встреча. Добавим, что испанские власти послали военные корабли также в Карибское море.

Это было сделано на тот случай, если Дрейк, бросив свой корабль в Тихом океане, задумает пересечь Панамский перешеек и постарается уйти в Англию на каком-либо захваченном им судне через Атлантику.

Итак, поскольку дороги на юг и запад были, по всей вероятности, закрыты, Дрейк выбрал третий, северный путь, решив обойти Америку там, где никто еще морским путем не ходил. Адмирал сообщил об этом команде.

При этом он произнес вполне патриотическую речь, заметив, что подобное решение обусловлено не только желанием сократить срок возвращения домой, но и возможностью принести славу своей стране новыми открытиями.

Дальнейшая дорога «Золотой лани» пролегла вдоль берегов Центральной и затем Северной Америки. При этом Дрейк действовал по своей обычной схеме, захватывая и грабя попадавшиеся по дороге корабли.

Невеселое настроение моряков усугубляла отвратительная погода. Постепенно стало очень холодно, часто шел дождь со снегом. Снасти покрывались слоем льда, который крайне осложнял управление кораблем. Налетали шквальные ветры, а в тихую погоду густые туманы захватывали в свои объятия корабль; подолгу приходилось стоять на одном месте.

Добавим сюда нередкое, при плохой погоде, отсутствие возможности определить местоположение корабля. Все это, конечно же, не могло не породить у моряков сомнений по поводу избранного пути. Лишь их глава, как всегда, сохранял спокойствие и бодрость духа, подбадривая людей.

Но когда было достигнуто, на широте 48°, то место Тихоокеанского побережья Северной Америки, где до этого не бывал ни один европейский корабль, - бесстрашный капитан решил прекратить продвижение к северу.

Идея обогнуть Северную Америку с севера была отброшена, и англичане приготовились плыть на запад. Но прежде, спустившись в более южные широты, в июне 1579 года у 38° С. ш. они высадились на берег для ремонта корабля и отдыха экипажа.

Здесь произошла очередная встреча с местными индейцами. Те не проявляли враждебных намерений, - более того, с изумлением смотрели на пришельцев, явно принимая их за богов. «Боги» же, раздавая подарки, старались жестами показать, что нуждаются в пище и воде.

Несколько следующих недель, проведенных здесь англичанами, не только не разубедили индейцев, а, наоборот, еще более укрепили их убежденность в божественном происхождении гостей. В конце концов, все закончилось весьма торжественной церемонией добровольной передачи власти вождя индейцев «главному богу» по имени Фрэнсис Дрейк.

Воспользовавшись сложившейся ситуацией, адмирал решил присоединить к английским владениям открытую им страну, назвав ее «Новым Альбионом». Это и было засвидетельствовано в тексте, вырезанном на медной пластине. Пластину закрепили на высоком столбе. Вместо печати Дрейк вставил в столб серебряную монету с изображением королевы и ее герба.

В конце июля, распрощавшись с Америкой, Дрейк взял курс к Молуккским островам. Но прибыл он туда более, чем через три месяца. По дороге у англичан были небольшие стычки с островитянами. Однако, в отличие от Магеллана, вмешавшегося в междоусобную войну племен и погибшего на Филиппинских островах, Дрейку, несомненно, повезло значительно больше.

При выходе в Индийский океан английских путешественников ждало очередное серьезное испытание. Сначала к югу от индонезийского острова Сулавеси Дрейк в поисках выхода месяц блуждал в лабиринте мелких островков, рифов и мелей.

А когда казалось, что путь уже найден, страшный удар потряс «Лань», налетевшую на подводную скалу. Положение было настолько серьезным, что вся команда пала ниц, началась общая молитва.

А что же делал в это время Дрейк? Неужто, подобно своим соотечественникам, решил положиться на Господа? Ничего подобного. Невозмутимый адмирал объявил команде, что молитвами делу не поможешь, заставил всех работать - и сумел-таки спасти «Золотую лань»...

Как бы в награду за мужество, весь путь англичан по Индийскому океану проходил при попутном ветре и хорошей погоде. Обогнув в середине июня африканский мыс Доброй Надежды, 26 сентября 1580 года корабль Дрейка подошел к родным берегам.

Так, спустя два года и 10 месяцев после отплытия, закончилось первое английское кругосветное плавание. Кроме того, это был первый в истории случай, когда капитан, начавший кругосветное плавание, сумел успешно его и закончить.

Но главный успех, с точки зрения Дрейка, состоял в том, что, нанеся ощутимый ущерб испанской короне, обладательница английской короны получила огромные ценности. И он не ошибся. Елизавета не могла не остаться довольной результатами похода «королевского пирата», который оказался самым доходным из всех когда-либо совершенных путешествий. Еще бы, - 4700 % прибыли!

Это был более чем весомый аргумент для того, чтобы не отдать голову Дрейка испанскому королю, как тот яростно требовал. Более того, адмирал стал национальным героем, которому рукоплескала вся Англия. Люди ежедневно собирались на улицах, чтобы увидеть его.

В его честь поэты слагали стихи… Вершиной же почестей стала состоявшаяся на борту «Золотой лани» торжественная церемония, когда под трубные звуки и бой барабанов Елизавета, опустив меч на плечо коленопреклоненного Фрэнсиса Дрейка, возвела капера в рыцарское достоинство.

Это была очень большая награда, которую в Англии имели всего 300 человек и которой не удостоились многие могущественные люди страны...

Естественно, что, помимо славы и титулов, Дрейк стал владельцем огромного состояния. Скоро его жизнь, во всяком случае, внешне, стала разительно отличаться от прежней. Он занимался своими поместьями, исполнял обязанности мэра города Плимут, время от времени совершал поездки в Лондон ко двору королевы, посещал, как член палаты общин, английский парламент…

Но подобное времяпрепровождение было, очевидно, не совсем в духе находившегося в расцвете лет морского волка. Поэтому в последующей биографии Дрейка можно найти еще одно выдающееся событие - активнейшее участие в знаменитом разгроме во время военных действий 1588 года испанского флота, или, как его называли, «Непобедимой армады». Эта победа стала венцом его славы.
Автор Филипп Якоб Лютербург (1740–1812). Название English: Defeat of the Spanish Armada, 8 August 1588 Дата 1796. Техника масло, холст. Размеры 214,63 × 278,13 см

Последующая военная экспедиция сэра Фрэнсиса к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей. И сразу же он почувствовал, сколь непрочна благосклонность королевы.

Елизавета, приученная Дрейком к богатой добыче, не захотела простить пирату даже единичного провала. Не были засчитаны и недавние военные заслуги Дрейка, который фактически командовал английским флотом при разгроме испанской армады.

И уж, тем более, были забыты привезенные несколько лет тому назад Дрейком сокровища на сумму не менее чем 600 тыс. фунтов стерлингов (в то время как годовой доход английской казны составлял 300 тысяч фунтов). Скупую Елизавету явно разозлило то, что она не только не получила в очередной раз прибыли, но и вынуждена была пойти на некоторые собственные расходы...

Похоже, что счастье действительно покинуло тогда Дрейка, ибо состоявшаяся через несколько лет очередная экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами стала для него последней. С самого начала все в этом плавании складывалось неудачно.

Предупрежденные и готовые к отпору, испанцы постоянно опережали англичан, и те непрерывно несли потери в людях. К тому же, тропическая лихорадка и иные болезни буквально косили экипажи кораблей. Тяжело заболел дизентерией и адмирал. С каждым днем он слабел, - однако, железная воля не была сломлена.

В ночь на 28 января 1596 года, почувствовав приближение конца, сэр Фрэнсис поднялся с постели и попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть, как положено воину. На рассвете его не стало. Удивительно, но это произошло возле Номбре-де-Диос, того самого порта на Атлантическом побережье, где когда-то Дрейк начинал свой путь к мировой славе.

Обращают на себя внимание воинские почести, оказанные рыцарю после смерти. Его, как и всех, кто умирал в море, в море по давней традиции и похоронили.

Обычно на воду бросают венок, цветы, - на месте же захоронения Дрейка, как дань особого уважения к его памяти, были затоплены несколько захваченных испанских судов. Воистину, этого человека трудно мерить моральными мерками нашего времени...
Памятник сэру Фрэнсису Дрейку в английском Плимуте - городе, где он в сентябре 1580 г. впервые ступил на родную землю после кругосветного путешествия.

Дрейк Фрэнсис (около 1540- 1596), английский мореплаватель.

Родился в городе Тейвисток (графство Девоншир) в семье фермера. В юности плавал на каботажных судах, заходивших в Темзу. После первого путешествия через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Дж. Гаукинса. В 1567 г. он участвовал в морской экспедиции Гаукинса с целью захвата судов испанских работорговцев и грабежа испанских владений в Вест-Индии.

С 1570 г. Дрейк каждое лето совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своим. Он захватил Номбре-де-Дьос в Мексике, грабил караваны, перевозившие серебро из Перу в Панаму.

В декабре 1577 г. Дрейк отправился в свою самую известную экспедицию. Её снаряжали на деньги частных инвесторов, которые Дрейк смог получить благодаря покровительству графа Эссекса - фаворита Елизаветы I. Позднее мореплаватель упоминал, что сама королева вложила 1000 крон. Дрейку было поручено проплыть через Магелланов пролив, найти подходящие места для колоний и вернуться обратно тем же путём. Предполагалось также, что он совершит налёты на испанские владения в Америке.

Дрейк отплыл из Плимута 13 декабря 1577 г. Он командовал кораблём «Пеликан» (позже его переименовали в «Золотую Лань») водоизмещением 100 т; в эскадре было ещё четыре небольших корабля. Доплыв до берегов Африки, флотилия захватила более десяти испанских и португальских судов. Через Магелланов пролив Дрейк вышел в Тихий океан; там сильный шторм 50 дней гнал корабли на юг. Между Огненной Землёй и Антарктидой Дрейк открыл пролив, названный позже его именем. Шторм повредил корабли. Один из них вернулся в Англию, другие потонули. У капитана осталась только «Золотая Лань». Двигаясь вдоль побережья Южной Америки, Дрейк грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу. 1 марта 1579 г. он захватил судно «Какафуэго», нагруженное золотыми и серебряными слитками. В июле того же года корабль, которым командовал Дрейк, пересёк Тихий океан. В 1580 г. он вернулся в Плимут. Таким образом, мореплаватель совершил кругосветное путешествие (второе после Ф. Магеллана), которое принесло ему не только славу, но и богатство.

Получив свою долю добычи (не менее 10 тыс. фунтов стерлингов), Дрейк купил поместье близ Плимута. Королева Елизавета в 1581 г. пожаловала ему звание рыцаря. В 1585 г. Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся В Вест-Индию. Это знаменовало начало войны с Испанией.

В марте 1587 г. Дрейк неожиданным штурмом завладел городом-портом Кадис на юге Испании, разрушил его и захватил около 30 испанских кораблей. И опять, помимо воинской славы, «пират королевы Елизаветы» получил огромные деньги - его личная часть от захваченных богатств составила более 17 тыс. фунтов стерлингов.

«Железный пират» королевы Елизаветы I Дрейк Фрэнсис был самым знаменитым корсаром и первым кругосветным мореплавателем Англии. Он победил испанскую Непобедимую армаду, а его именем назван широчайший пролив на Земле между Антарктидой и Южной Америкой.

Детство

Точная дата, когда родился Дрейк Фрэнсис, неизвестна. Он появился на свет приблизительно в 1540 году в графстве Девон, рядом с местечком Тейвисток. Отцом будущего мореплавателя был йомен (фермер), позже ставший священником. Френсис являлся старшим из 12 детей семьи.

В 9 лет ребенок вместе с родителями переехал в порт Кент. Там он увлекся кораблями. Через три года Френсис отправился в свое первое плавание на торговом барке. Его дальний родственник был владельцем собственного судна. Умирая, он завещал этот корабль юному Дрейку. Так всего в 18 лет будущий пират впервые стал капитаном.

Первые экспедиции

В 1567 году Дрейк Фрэнсис начал командовать кораблем «Джудит», отправившимся в экспедицию к берегам Гвинеи и Вест-Индии. Рядом с Мексикой суда были атакованы испанцами. Из английских кораблей выбраться удалось только двум. Одним командовал мореплаватель Фрэнсис Дрейк, а другим - его родственник, работорговец и коммерсант Джон Хокинс. После того эпизода пират стал считать испанцев главным врагами всей своей жизни. Именно тогда соперничество двух морских держав достигло своего пика. Старая колониальная Испанская империя не желала уступать свое главенствующее положение на Атлантике набирающей ход Англии.

Новое путешествие Фрэнсиса Дрейка началось в 1572 году, когда он отправился в испанские владения в Вест-Индии. В Панаме он захватил крепость Номбре-де-Дьос. Англичане перехватили караван с серебром, в котором было 30 тонн благородного металла. Закончившаяся успехом экспедиция Фрэнсиса Дрейка принесла ему не только славу на всю страну, но и редкое богатство. В 1575 году Дрейк служил в Ирландии, где участвовал в подавлении восстания местного населения в Ольстере.

Открытие неизвестного пролива

Как мореплаватель и исследователь Дрейк Фрэнсис больше всего известен своим путешествием в Тихий океан. Экспедиция началась в 1577 году. Важность предприятия подчеркивало то, что оно было инициировано самой королевой Елизаветой. Власти объявили, что флотилия отправилась на запад для открытия новых земель. На самом деле главной целью экспедиции из шести кораблей был грабеж испанских судов.

Маршрут Фрэнсиса Дрейка проходил через Магелланов пролив между Южной Америкой и Огненной Землей. В пути англичане попали в шторм и были отброшены далеко на юг от намеченной траектории. Каприз погоды помог Дрейку выяснить, что Огненная Земля - это не часть неизвестного материка (как считалось прежде), а отдельный архипелаг. Так совершилось главное географическое открытие пирата. Позднее его именем был назван пролив между Огненной Землей и Антарктидой. То, что открыл Фрэнсис Дрейк, стало еще одной деталью мозаики, собиравшейся открывавшими неизвестный им мир европейцами.

На пути в Калифорнию

Единственным судном, прорвавшимся через непогоду в воды Тихого океана, оказался флагманский корабль «Пеликан», которым командовал Фрэнсис Дрейк. Биография пирата была полна эпизодами, когда он оказывался на волоске от гибели или провала очередного путешествия. Однако, как и до того, капитан преодолел все трудности. Оказавшись в Тихом океане, «Пеликан» стал называться «Золотой ланью», отправившейся на север вдоль западного побережья Южной Америки.

Английские пираты атаковали один испанский порт за другим. Затем «Золотая длань» оказалась в регионе, где еще не бывало европейцев. Дрейк высадился в современной Калифорнии и Орегоне, объявив эти земли владениями королевы. Считается, что крайней северной точкой его маршрута было то место, где сегодня находится канадский город Ванкувер.

Возвращение домой и рыцарское звание

Проведя ремонт и пополнив запасы провизии, знаменитый английский пират Фрэнсис Дрейк собрал команду, чтобы решить, каким путем вернуться домой. Плыть обратно к Магелланову проливу было опасно, так как там англичан почти наверняка ждала испанская засада. Искать северный путь к Атлантике Дрейк также не решился и в итоге отправился в глубь Тихого океана. Он достиг Молуккских островов, а от них последовал к Африке.

В 1580 году капитан «Золотой лани» вернулся на родину. В Англию он привез невероятное количество сокровищ и экзотических товаров, в том числе американский картофель, о котором еще не знали на Туманном Альбионе. То, какой удар нанес по испанцам и что открыл Фрэнсис Дрейк, обессмертило его имя. 4 апреля 1581 года королева Елизавета посетила галеон «Золотая лань» и объявила национального героя рыцарем. Через несколько месяцев Дрейк был избран мэром порта Плимута. В январе 1583 года скончалась его первая супруга Мэри, а в июле пират женился во второй раз на двадцатилетней Элизабет Сайденхем.

Достигнув вершины славы, сэр Фрэнсис Дрейк не прекратил своих пиратских экспедиций. Он несколько раз атаковал испанские владения в Вест-Индии. Им были разорены порты Санто-Доминго, Виго, Картахена и Сан-Аугустин.

В 1587 году началась кадисская экспедиция, во время которой Дрейк сжег испанский флот в бухте Кадис и совершил несколько успешных крейсерских операций у португальских берегов. Пират даже захватил королевскую карраку «Сан-Фелипе», на которой транспортировались сокровища из Ост-Индии.

Против Непобедимой армады

В 1588 году Испания отправила к берегам Англии флотилию, ставшую известной как Непобедимая армада. Фрэнсис Дрейк, биография которого была связана с каждой тогдашней войной, был одним из адмиралов, которым удалось разбить вражескую эскадру. Решающим событием противостояния стало сражение у Гравелина 8 августа 1588 года. Дрейк как вице-адмирал оказался на правом фланге английского флота.

Первым англичане захватили поврежденный до того галеас «Сан-Лоренсо». Это судно пыталось укрыться в гавани Кале, однако Дрейк не смог устоять перед искушением захватить набитый золотом вражеский корабль. В ходе боя погибли многие испанские моряки, а капитан Уго де Монкада и вовсе получил пулю в голову.

Затем Дрейк, командовавший на корабле «Ривендже», бросился в погоню за флагманом испанцев, на котором находился предводитель Непобедимой армады герцог Медина-Сидония. Вместе с ним в бой вступил также Хокинс на «Виктори». Тем временем суда армады, до того находившиеся на отдалении от флагмана, развернулись и стали приближаться к эпицентру событий. Испанская флотилия выстроилась полумесяцем. Флагманский корабль «Сан-Мартин» вместе с еще четырьмя судами находился в центре. На флангах располагались крепкие галеасы.

Гравелинское сражение

Годы жизни Фрэнсиса Дрейка ушли на то, чтобы создать новую тактику морских сражений. Пират действительно был реформатором военного дела. Он первым стал делать ставку не на огневую мощь кораблей, а на их быстроходность и маневренность. Этот стиль Дрейка выработался во время многочисленных сражений у берегов Америки. Однако главный успех данная тактика принесла именно в бою у Гравелина. Все попытки испанцев взять юркие английские корабли на абордаж провалились.

Первый этап сражения начался с того, что британцы отрезали от остальных судов и окружили «Сан-Фелипе». Затем был атакован «Сан-Матео», попытавшийся прийти галеону на выручку. Оба корабля были изрешечены ядрами. Сильно пострадали их такелаж и паруса. Судна едва держались на плаву. Английские мушкетеры и артиллерия эффективно расстреливали любые цели, попадавшие им под прицел.

Корабли Дрейка обрушивали на противников залпы бортовых орудий и стремительно отходили в сторону, не позволяя испанцам взять их на абордаж. Каюта вице-адмирала была дважды насквозь простреляна, однако он продолжал бой, не получив даже царапины. В сражении англичане потеряли около ста человек, в то время как испанцы - шестьсот. По флагману «Сан-Мартин» было выпущено 107 снарядов.

В разгар Гравелинского сражения неожиданно испортилась погода. Начался шторм, который потопил множество уже сильно поврежденных испанских судов. Герцог Медина-Сидония спасся, но после поражения он уже не представлял для Англии былой угрозы. Фиаско Испании стало поворотной точкой в истории соперничества на Атлантике. С тех пор Англия последовательно увеличивала свое влияние, а старая колониальная империя со столицей в Мадриде, наоборот, вступила в период упадка.

Лиссабонская экспедиция

Дрейк, как один из главных творцов победы над Испанией, вновь стал национальным героем. В 1593 году его избрали в Парламент депутатом палаты общин от Плимута. Мореплаватель много сделал для развития ключевого английского порта. Например Дрейк организовал и профинансировал строительство в Плимуте нового водовода.

После разгрома Непобедимой армады королева Елизавета загорелась желанием еще сильнее унизить Испанию. Так возник план экспедиции на Пиренейский полуостров. Англичане решили отвоевать португальский престол для Антонио, приора Крато, являвшегося потомком португальского короля Мануэла I и негативно относившегося к Испании.

В 1589 году к берегам Пиренейского полуострова отправилась экспедиция Дрейка и Норриса, также ставшая известной как Контрармада или Английская армада. Первой операцией флота была атака на порт Ла-Корунья в провинции Галисии. После кровопролитных боев осада прекратилась. Занять город не удалось, и Дрейк решил двинуться в сторону главной цели - Лиссабона.

Португалия тогда находилась в унии с Испанией. Гарнизон упорно сопротивлялся англичанам. Дрейк надеялся на антииспанское восстание местного португальского населения, однако его так и не произошло. Англичане уничтожили лиссабонские зернохранилища и нарушили военно-морскую коммуникацию города. Однако без поддержки местного населения и мощной артиллерии столицу взять так и не получилось. Дрейк отступил. Затем последовало несколько крейсерских операций у португальских берегов. В результате был сожжен город Виго. Однако в целом Английская армада провалилась. Ни одной из двух равных держав не удалось добиться полноценной победы на чужой земле.

Последнее путешествие

Очередная экспедиция «Железного пирата» началась в 1595 году. Вместе с Джоном Хокинсом Дрейк вновь отправился в Вест-Индию. Англичане собирались захватить испанскую крепость Сан-Хуан на острове Пуэрто-Рико. Однако в последний момент Дрейк отказался от этого плана, решив, что его сил не хватит на то, чтобы овладеть портом.

Флот вице-адмирала остановился в бухте Сан-Херман на западе Пуэрто-Рико. Здесь началась чистка кораблей, поиск пресной воды и провианта. В ноябре 1595 года эскадра отправилась в Панаму. В день Рождества корабли вошли в бухту перед городом Номбре-де-Дьос. Испанские жители оставили эту крепость. Оттуда английский отряд уже по суше выступил в поход на Панаму. По приказу Дрейка Номбре-де-Дьос был предан огню. Через несколько дней отряд, отправленный им в Панаму, вернулся ни с чем, так как по пути к крепости попал в испанскую засаду. Эта неудача означала провал всей экспедиции. Для Дрейка подобное фиаско стало болезненным ударом.

Болезнь и смерть

Не опустив рук, адмирал решил на кораблях отправиться на север и высадиться в Гондурасе. После пяти дней пути из-за неудобных ветров суда вынуждены был стать на якорь на острове Эскудо-де-Верагуас. Здесь Дрейк собирался переждать непогоду. Выбор бухты оказался неудачным. Влажный тропический остров отличался нездоровым климатом, располагавшим к возникновению в команде моряков болезней. Экспедицию поразила эпидемия дизентерии. Дрейк приказал отделить больных людей от здоровых, однако эта мера не принесла ожидаемого результата. Все новые члены команды сваливались с ног.

23 января 1596 года уже больной Дрейк, так и не дождавшись перемены ветра, приказал ставить паруса и вновь отправляться в путь. Флот двинулся в сторону крепости Пуэрто-Бело в Панаме. В пути умерли капитаны нескольких кораблей. Врачи экспедиции ничего не могли поделать с эпидемией. Теряющий силы Дрейк составил и подписал завещание. При нем был его брат Томас и старшие офицеры. Затем начались приступы бреда. Смерть Фрэнсиса Дрейка наступила 28 января 1596 года в его каюте на борту корабля «Дифайенс».

Командование принял на себя Томас Баскервиль. Флотилия вошла в гавань Пуэрто-Бельо, а моряки без особого труда захватили город. На следующий день новый капитан распорядился поместить тело адмирала в свинцовый гроб. Под артиллерийский салют его опустили на дно бухты. Экспедиция вернулась на Туманный Альбион в апреле 1596 года. Новость о смерти пирата Дрейка сотрясла сначала Вест-Индию, а затем и Европу. В Англии стоял траур, а в Испании устраивали праздничные фейерверки. Дрейк был одним главных корсаров эпохи пиратства.

Френсис Дрейк родился в 1540 году в местечке Тависток, графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности его отец был моряком. Дед Френсиса был фермером, владевший 180 акрами земли. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим.

Френсис рано покинул родительский дом (предположительно в 1550 году), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, где он быстро овладел искусством судовождения. Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому капитану, у которого не было семьи и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль Френсису. В качестве торгового капитана Дрейк предпринял несколько длительных путешествий в Бискайский залив и Гвинею, где он выгодно занимался работорговлей, поставляя негров на Гаити.

В 1567 году Дрейк командовал кораблем в эскадре известного в те времена Джона Хоккинса, грабившего с благословения королевы Елизаветы I побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури они отстаивались в Сан-Хуане, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка…

В 1569 году он женился на девушке по имени Мэри Ньюман. Брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.

Вскоре после этого Дрейк совершил два разведочных плавания через океан, а в 1572 году организовал самостоятельную экспедицию и совершил очень удачный набег на Панамский перешеек.

Флагманский «Пеликан»

Вскоре среди далеко не добродушных пиратов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий и самый удачливый. По свидетельству современников «это был властный и раздражительный человек с бешеным характером», жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.

После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, он был представлен королеве Елизавете и изложил свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Вместе со званием контр-адмирала Дрейк получил пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали деньги на снаряжение экспедиции.

Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию. В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.

13 декабря 1577 года флотилия — флагманский корабль «Пеликан» (Pelican), «Елизавета», «Морское золото», «Лебедь» и галера «Христофор» — покинула Плимут.

Каюта Дрейка была отделана и обставлена с большой роскошью. Посуда, которой он пользовался, была из чистого серебра. Во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, а за креслом Дрейка стоял паж. Королева послала ему в подарок благовония, сладости, вышитую морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог».

Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван всевозможных товаров. Затем последовал бросок через Атлантический океан. Разграбив по пути испанские гавани в устье Ла-Платы, флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте Сан-Хулиан, в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Ракой-то рок довлел над этой гаванью, ибо и Дрейку также пришлось подавить вспыхнувший мятеж в результате чего был казнен капитан Даути. Кстати тогда же «Пеликан» был переименован в «Золотую Лань» (Golden Hind).

2 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия («Золотая Лань», «Елизавета» и «Морское Золото») вступила в Магелланов пролив и прошла его за 20 дней. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм, разметавший их в разные стороны. «Морское Золото» погиб, «Елизавета» был отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся в Англию, а «Золотую Лань», на котором был Дрейк, занесло далеко на юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка.

Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.

Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности — ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил многие испанские города и поселения, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. В панамских водах он настиг корабль «Карафуэго», на котором был взят груз баснословной ценности — золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.

Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 года бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.

Карта кругосветного путешествия Френсиса Дрейка

Это было самое доходное из всех путешествий, которые когда-либо совершались, — оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской «Непобедимой армады» в 1588 году обошлись Англии «всего» в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч фунтов. Королева Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, что было большой наградой — в Англии насчитывалось всего 300 человек, имевших это звание!

Испанский король Филипп II потребовал наказания пирата Дрейка, возмещения ущерба и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права «воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать…»

В 1585 году Дрейк женился вторично. На этот раз это была девушка довольно богатого и знатного рода — Элизабет Сиденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком поместье Бакланд Абби (Buckland Abbey). Сегодня там находится большой момнумент в честь Дрейка. Но, как и в первом браке, детей у Дрейка не было.

В 1585-1586 годах сэр Френсис Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии, и так же, как и в прошлый раз, возвратился с богатой добычей. Впервые Дрейк командовал таким большим соединением: у него в подчинении был 21 корабль с 2300 солдатами и матросами.

Именно благодаря энергичным действиям Дрейка был на год отсрочен выход в море «Непобедимой армады», что позволило Англии лучше подготовиться к военным действиям с Испанией. Неплохо для одного человека! А дело было так: 19 апреля 1587 года Дрейк, командуя эскадрой из 13 небольших кораблей, вошел в гавань Кадиса, где готовились к отплытию корабли «Армады». Из 60 кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил 30, а часть оставшихся захватил и увел с собой, в том числе и громадный галеон.

В 1588 году сэр Френсис приложил свою тяжелую руку к полному разгрому «Непобедимой армады». К сожалению, это было зенитом его славы. Экспедиция к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей и стоила ему расположения и милости королевы. Взять город он не смог, а из 16 тысяч человек в живых осталось только 6 тысяч. Кроме того, королевская казна понесла убытки, а к таким вопросам королева относилась очень плохо. Похоже, что счастье покинуло Дрейка, и следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами уже стоила ему жизни.

Все в этом последнем плавании складывалось неудачно: в местах высадки оказывалось, что испанцы были предупреждены и готовы к отпору, сокровищ не было, а англичане несли постоянные потери в людях не только в боях, но и от болезней. Адмирал также заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину. На рассвете 28 января 1596 года его не стало. Через несколько часов эскадра подошла к Номбре-де-Диосу. Новый командующий Томас Баскервиль приказал поместить тело сэра Френсиса Дрейка в свинцовый гроб и с воинскими почестями опустить в море.

Поскольку у сэра Френсиса Дрейка не оказалось детей, чтобы наследовать его титул, он был передан племяннику, которого тоже звали Френсис. Тогда это казалось курьезом судьбы, но впоследствии стало причиной многих казусов и недоразумений.

Имя Фрэнсиса Дрейка, пирата XVI века, носит пролив между Антарктидой и Огненной землёй, пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океан. И это одна из причин, почему его можно назвать самым известным реальным пиратом. Дрейк прославился тем, что осуществил кругосветное путешествие (второе в истории!) и принял активное участие в разгромлении испанского флота, который тогда называли Непобедимой Армадой. Одно время Дрейк был очень полезен британской короне, и поэтому в итоге даже смог получить титулы рыцаря и адмирала. В жизни пирата Её Величества было действительно много крутых штормов и поворотов...

Дрейк в роли работорговца и его первые приключения

Фрэнсис Дрейк родился в семье корабельного священника в 1540 или 1541 году. Ещё будучи ребёнком (в возрасте от 10 до 13 лет), он завербовался юнгой на торговый корабль. Старик-капитан был впечатлён усердием юноши в морском деле, и поэтому решил завещать своё судно именно Дрейку. Таким образом, уже в 1561 году у Дрейка появился собственный корабль.

А когда Фрэнсис стал чуть постарше, его взял в своё плавание родственник - известный к тому времени моряк Джон Хокинс. Хокинс и Дрейк хотели нажиться на контрабандной работорговле. Схема «бизнеса» была незатейлива: взять рабов в Африке, а затем перевезти их в трюмах и продать в одной из колоний Испании в Вест-Индии (на островах Карибского моря).

Одна из экспедиций под руководством Хокинса, в которой участвовал Дрейк, состоялась в 1567 году. И так вышло, что около берегов Мексики английские суда подверглись вероломной атаке со стороны испанцев. Значительная часть этих судов ушла на дно, спастись смогли только два судна - Дрейка и Хокинса. Британские власти впоследствии требовали у короля Испанской империи (тогда им был Филипп II), чтобы он возместил ущерб за утраченные суда, но получили отказ. Узнав об этом, Дрейк сообщил, что сам заберёт всё, что сможет, у испанской короны.


То есть Дрейком во многих случаях двигала не только жажды наживы, но и желание отомстить. В скором времени он начинает действовать уже не как работорговец, но как пират - пускает ко дну и десятками грабит торговые корабли под испанскими флагами, попутно принося разрушения в прибрежные порты.

Путешествие Дрейка за сокровищами «Серебряного каравана»

Достаточно известна и подробно описана современниками экспедиция Дрейка 1572–1573 годов. Пират посетил испанские владения в Вест-Индии, захватил порт Номбре-де-Дьос, что находился на территории современной Панамы, и затопил некоторое количество судов неподалёку от гавани Картахены (порт Картахена в Карибском море ныне принадлежит Колумбии).


Кроме того, на Панамском перешейке ему удалось перехватить испанскую эскадру «Серебряный караван» - эта эскадра называлась так, потому что она перевозила около тридцати тонн серебра. Причём в ходе операции по захвату богатств с «Серебряного каравана» Дрейк проявил недюжинную изобретательность. Например, ему и его команде удалось прорваться сквозь кордон кораблей колониальных властей, которые патрулировали побережье, на обычном деревянном плоту. Сокровища же Дрейк заранее спрятал на берегу и вернулся за ними на следующую ночь. Это был настоящий успех для английского «джентельмена удачи».

9 августа 1573 года Дрейк вернулся в Плимут. И в результате стал известным на всю Англию корсаром (именно так в те времена называли пиратов, которые имели своеобразную лицензию от государства на захватывание и разграбление вражеских судов). Финансовое положение Дрейка значительно улучшилось - теперь он стал богатым и перестал зависеть от спонсоров и судовладельцев.

Начало кругосветного путешествия английского корсара

С годами репутация Дрейка как «железного пирата» и, одновременно, умелого военно-морского тактика, лишь крепла. И не удивительно, что при подготовке к морской войне с Испанией Фрэнсиса Дрейка вызвали для консультаций. Он сказал, что хорошим вариантом в данном случае стала бы атака на испанские территории и земли в Америке. Спустя какое-то время после этого Дрейк был приглашён на тайную аудиенцию к королеве Елизавете I. Их встреча состоялась в середине ноября 1577 года - пират и монаршая особа нашли что сказать друг другу.


Королева Елизавета I, которая негласно поддерживала пирата Дрейка

В итоге Елизавета I дала добро корсару на экспедицию к тихоокеанскому побережью Южной Америки. Кроме того, негласно Её Величество, как и ещё ряд почтенных джентельменов, стала спонсором этой экспедиции. Известно также, что Дрейку в ходе аудиенции королева подарила шёлковый шарфик с вышитыми золотом напутственными словами.

Вскоре для Дрейка построили шикарную флотилию из пяти кораблей. Кораблём-флагманом стал «Пеликан» с водоизмещением в сто тонн. Именно здесь располагалась каюта Фрэнсиса, которая также была обставлена очень богато. Вообще Дрейк даже во время путешествий предпочитал вести роскошный образ жизни - он ел из серебряной посуды, и во время трапезы его развлекали музыканты. Кроме того, рядом всегда стоял паж, готовый исполнить любое поручение.


13 декабря 1577 года флотилия Дрейка выдвинулась из Плимута и отправилась в далёкий и долгий путь. Сначала Дрейк и его команда (всего на всех кораблях - порядка 160 человек) совершили несколько разбоев в отношении испанских и португальских судов с ценными грузами у африканских берегов. Вдобавок ко всему команде удалось взять в плен португальского лоцмана, который хорошо знал безопасные морские дороги к Южной Америке.

В июне 1578-го флотилия Дрейка подошла к бухте Сан-Хулиан, расположенной сравнительно близко к Магелланову проливу. Во время зимовки здесь на одном из судов разразился бунт, который поддержала некоторая часть команды. Но этот бунт был подавлен, и Дрейк в итоге даже повелел казнить зачинщика по фамилии Доути - за предательство.

После зимовки и перед тем, как направиться непосредственно в Магелланов пролив, команда Дрейка перетащила на другие корабли всё ценное с двух самых малых судов флотилии, которые оказались сильно повреждены - их решено было оставить в порту.

Дальнейшее путешествие преподнесло очередной неприятный сюрприз. На выходе из Магелланова пролива все три корабля флотилии Дрейка попали в шторм - в результате один из них напоролся на скалы и утонул, а второй вышвырнуло обратно в пролив (его капитан впоследствии предпочёл уплыть обратно в Англию). И только «Пеликан» каким-то чудом смог пробиться к Тихому океану, после чего его отнесло очень сильно на юг. Таким образом, кстати, команде Дрейка удалось выяснить, что Огненная земля - это остров, а не часть какого-то неведомого материка.

В честь того что «Пеликану» удалось пережить столь сильный шторм, Дрейк переименовал его в «Золотую лань». И фигурку на носу корабля тоже приказал заменить.


«Золотая лань» идёт на север

Итак, в распоряжении пирата остался всего один корабль. Но Дрейк как настоящий авантюрист решил не отступать и продолжил миссию. Судно направилось на север, к берегам Чили.

А Дальше Дрейку начинает очень сильно везти как пирату. В портах на западном побережье Южной Америки он не встречал практически никакого сопротивления (испанцы просто не думали, что кто-то может туда добраться), и это позволяло легко получать добычу.

В частности, был разграблен порт Вальпараисо (находится на территории современной Чили). В этом порту пиратам достался особенно большой куш - корабль, нагруженный золотом и дорогостоящими предметами. И в самом городе тоже был обнаружен солидный запас золота.

Но всё же через какое-то время реакция на действия Дрейка последовала: правитель Перу направил два корабля в погоню за «Золотой Ланью». Также был выставлен патруль в Карибском море - на случай, если Дрейк с командой попытается перебраться через Панамский перешеек. Но всё это не помогло - Дрейк ушёл от возможных преследователей на север, и уже там продолжил грабить суда с драгоценностями. Число кораблей, попавших под горячую руку корсара, точно установить нереально, но ясно, что добыча была поистине огромной.


План Дрейка был таким - найти где-нибудь на севере пролив, ведущий на восток, и по этому проливу добраться до Атлантики. Впрочем, вскоре Дрейк понял, что вернуться прежним путём домой вряд ли удастся. Чем дальше плыло судно, тем больше беспокоились члены экипажа. Линия берега всё отклонялась и отклонялась к северо-западу - прохода на восток так и не обнаружилось.

Невесёлому настрою моряков соответствовали ухудшающиеся погодные условия. Становилось всё холоднее, с неба зачастили дожди со снегом. В определённый момент снасти даже покрылись слоем льда, и это осложнило управление кораблём.

Встреча Дрейка с индейцами и возвращение домой

Экспедиции Дрейка, по-видимому, всё же удалось достичь 48 параллели северной широты - и в этих местах Северной Америки ранее не бывал ещё ни один европейский корабль. Но здесь Дрейк понял, что дальше идти нет смысла. Поэтому Корабль повернул обратно на юг и спустился обратно, в более тёплые широты.

В июне 1579 года в районе 38° северной широты (то есть неподалёку от нынешнего Сан-Франциско) команда «Золотой Лани» высадились на берег с целью отдохнуть и отремонтировать корабль. Тут их встретили местные индейцы. Причём какого-либо враждебного отношения туземцы не проявили - они приняли странных пришельцев за богов. Осознав это, «боги» не растерялись и обменяли некоторые вещи с «Золотой лани» на еду и воду.


Англичане провели здесь ещё несколько недель. И индейцы, чем больше общались с путешественниками, тем больше верили в то, что встретились с богами. Согласно описанию корабельного священника, в какой-то момент индейский вождь без всякого насилия передал власть «главному из богов» - Дрейку.

Пират захотел присоединить к Соединённому королевству открытую им землю. Он дал ей название «Новый Альбион». Для подтверждения права на владение землёй была изготовлена специальная пластина из меди с соответствующим текстом. Пластину закрепили на столбе, а вместо печати Дрейк якобы оставил серебряную монетку с портретом королевы.

Отдохнув и взвесив все «за» и «против», Дрейк решил поплыть на запад. Тем более, что ещё у побережья Никарагуа команде удалось взять с собой в качестве добычи испанские карты Тихого океана.

От берегов Америки судно «Золотая лань» отплыло на запад в июле 1579 года. И всё получилось в общем-то так, как и задумывалось. Сначала команда Дрейка остановилась на Филлипинах, затем на Моллукском архипелаге, а затем на острове Ява. Дальше уже были относительно знакомые места - корабль обогнул мыс Доброй Надежды и сделал по дороге домой только ещё одну остановку - в Сьерра-Леоне.


Итак, в сентябре 1580 года Дрейк триумфально прибыл в Плимут. Его корабль был набит сокровищами на сумму 600000 фунтов, что равнялось размеру доходов Британского королевства за два года. Королева сразу же наградила Дрейка рыцарским титулом. Фактически Дрейк стал первым человеком, который осуществил кругосветку от начала и до конца (Магеллан, как известно, умер в пути).


Дрейк в роли адмирала и его последние годы жизни

Став дворянином, Дрейк приобрёл для себя уютное поместье и сыграл свадьбу – его женой стала девушка из богатой семьи. Также он одно время выполнял обязанности мэра Плимута и заседал в парламенте. Но всё же размеренная жизнь ему не слишком-то нравилась. Поэтому он организовал ещё несколько экспедиций в Карибский бассейн.

А в 1588 году Дрейк уже являлся британским адмиралом. В победе над «Непобедимой армадой» он сыграл роль, которую трудно переоценить. Строго говоря, сэр Фрэнсис Дрейк внёс очень эффективные новшества в тактику ведения морских сражений. Он делал ставку прежде всего на скорость кораблей, и поэтому смог победить испанский флот, который в целом был вооружён более мощными орудиями. Новая тактика англичан выглядела так: сначала книппелями портились паруса вражеского судна - это обездвиживало его и превращало стоячую мишень, а затем использовались все имеющиеся в арсенале средства для его разрушения.


Дрейк отличился, в том числе, и в Гравелинском морском сражении, в котором Непобедимая Армада проиграла

А в 1589 году Дрейк практически командовал объединёнными силами английского флота, в его распоряжении находилось более 150 боевых судов - удивительная карьера для бывшего пирата-корсара!

Но даже после этого он не успокоился - ему захотелось совершить ещё одну экспедицию к островам Центральной и Южной Америки за золотом и сокровищами. В это плавание легендарный корсар отправился в 1595 году, и оно стало, к сожалению, для него роковым.

Экспедиция с самого начала не задалась: погода за бортом была отвратительная, среди членов экипажей кораблей (а под руководством Дрейка, между прочим, была целая эскадра) стали распространяться дизентерия и тропическая лихорадка. К тому же Дрейк завёл корабли в неблагоприятное из-за гуляющих вокруг сильных ветров место у островка Эскудо-ле-Верагуа. Шло время, продовольственные запасы на судах стали подходить к концу, и это, конечно, тоже не прибавляло радости матросам…

А потом дизентерией заразился сэр Дрейк. С этим недугом он справиться уже не смог. Умер легендарный пират 28 января 1596 года - корабль в это время находился в пути. Прославленного «морского волка» похоронили под залпы пушек прямо в море, в специальном свинцовом гробу. В Плимут эскадра (точнее, то, что от неё осталось) возвратилась уже без капитана.


Мифы и достопримечательности, связанные с личностью Дрейка

Как свидетельствуют те, кто знал Фрэнсиса Дрейка, он был раздражительным, жадным, властолюбивым и весьма суеверным человеком. И уже при его жизни появилась испанская легенда о том, что в молодости Дрейк продал душу дьяволу и взамен получил удачливость в морских сражениях и приключениях. Также существовало поверье, что именно Дрейк навлёк жуткие штормы на «Непобедимую Армаду», и якобы ему в этом помогли ведьмы, с которыми он довольно близко общался с детства. Конечно, это всего лишь слухи и мифы.

С другой стороны, многим экспертам-историкам очевидно, что «жадный» Дрейк отнюдь не только ради несметных сокровищ предпринимал рискованные экспедиции. Как и всех великих мореплавателей, его влекли неизведанные земли, стремление побывать в местах, где до него не был ещё никто. И мореходы следующих поколений обязаны многими значимыми уточнениями на мировой карте именно этому корсару.

Кстати, есть версия, что картошку в Европу впервые привёз именно Дрейк, но, скорее всего, она не соответствует действительности. Вероятно, это всё-таки было сделано раньше испанцами. Однако в германском городке Оффенбург, в середине XIX века была установлена каменная статуя великого корсара с цветком картофеля в ладони – её автором был скульптор Андре Фридрих.


Сегодня Дрейка больше всего чтут и помнят, конечно, в Британии. Его портрет даже в 1973 году красовался на одной из марок Соединённого Королевства.


И особенно много памятных мест, связанных с Дрейком, есть в городе Плимуте. Здесь стоит его памятник и работает музей Дрейка. А в Лондоне на южном берегу Темзы можно увидеть воссозданное судно «Золотая лань» - сегодня оно является туристической достопримечательностью. Впрочем, как и усадебный дом, в котором когда-то жил Дрейк - Бакленд-Эбби.


Этот дом давным-давно уже превращён в музей. И одним из самых важных его экспонатов является барабан Дрейка. Говорят, он начинает звучать сам по себе в дни знаменательных и судьбоносных для Великобритании событий…

Докуметальный фильм «Фрэнсис Дрейк. Покорение семи морей»