Урок по истории на тему Латинская Америка в XIX веке. Латинская Америка в конце XVIII — начале XIX в Экономика развитие 19 века латинская америка информация

Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в начале века

За время, прошедшее с момента получения независимости, страны Латинской Америки заметно продвинулись в своем социально-экономическом развитии. К началу XX века этот огромный регион являл собой весьма пеструю картину. Наряду с громадными, слабо освоенными, а то и просто неисследованными районами (бассейн Амазонки, Патагония), возникли крупные индустриальные центры – Буэнос-Айрес, Мехико, Сан-Паулу. Еще в последней трети XIX века наиболее развитые страны Латинской Америки – Аргентина, Мексика, Бразилия, Чили, Уругвай – вступили в фазу промышленного переворота и к началу века уже заложили фундамент своего промышленного потенциала. Важно подчеркнуть, что с самого начала эти страны активно интегрировались в единый мирохозяйственный комплекс.

Характерная черта развития даже наиболее продвинутых в экономическом отношении стран Латинской Америки заключалась в том, что новые социально-экономические структуры не просто приходили на смену старым, а постепенно интегрировали их в свою орбиту. Это облегчало и ускоряло темпы буржуазного прогресса. Но была и оборотная сторона медали: эта особенность социально-экономического развития Латинской Америки порождала необычную живучесть интегрированных элементов традиционных структур в рамках новых. В экономике этих стран прочно укрепилась многоукладность, а это, в свою очередь, усиливало противоречивость эволюции латиноамериканского общества.

Эта противоречивость в наиболее полном виде проявилась в развитии аграрного сектора. Основной хозяйственной единицей там по-прежнему оставалась латифундия, владельцам которых принадлежало порядка 80 % всех обрабатываемых земельных угодий в ведущих странах Латинской Америки. Однако интеграция в единый мирохозяйственный комплекс стимулировала трансформацию этих хозяйств. Рынок диктовал свои условия, и этот диктат оборачивался тем, что сельское хозяйство приобретало монокультурный характер. Так, например, Аргентина превратилась в крупнейшего поставщика зерна и мяса, Бразилия и Колумбия – кофе, Куба – сахара, Боливия – олова, Венесуэла – нефти и т. д. Это серьезно тормозило развитие внутреннего рынка.

Рубеж XIX–XX веков отмечен резкой активизацией проникновения иностранного капитала в экономику этого региона. Иностранные инвестиции ускоряли его развитие, способствовали внедрению передовых форм организации промышленного производства. Но наряду с несомненными плюсами, внедрение иностранного капитала в экономику стран Латинской Америки имело и негативные последствия: от этого усиливались диспропорции в развитии народного хозяйства этих стран.



В XIX веке по размеру инвестиций, вложенных в экономику латиноамериканских стран, лидировала Англия. Однако с конца века на этом поприще активизировались Германия и особенно США. Соединенные Штаты уже имели достаточно прочные позиции в Мексике и в странах Карибского бассейна. После испано-американской войны 1898 г. они по сути аннексировали Пуэрто-Рико и установили почти полный контроль над формально независимой Кубой. Большое значение в планах США отводилось Панамскому каналу, открытому в августе 1914 г. Это событие кардинально меняло всю динамику хозяйственных связей в этом регионе.

Для характеристики того типа государств, которые сложились в результате специфических отношений между США и странами Центральной Америки, стали использовать особый термин – «банановые республики», т. е. формально-юридически независимые государства, на деле полностью зависимые от масштабов экспорта в США тропических культур, выращиваемых в этих странах. Используя идеи панамериканизма, США пытались выставить себя выразителями интересов и чаяний всего населения Нового Света.

На характер развития латиноамериканского общества большое влияние оказывали сложные этнические процессы, разворачивавшиеся в его организме. Взаимодействие разных культур, традиций – индейской, негритянской, европейской – вело к формированию в этих странах очень своеобразных и пестрых этнопсихологических общностей. Все это, в свою очередь, сказывалось на характере политической культуры, специфике всего политического процесса. Нестабильное состояние латиноамериканского общества, своеобразная политическая культура, помноженные на обилие запутанных социально-экономических проблем, порождали высокую неустойчивость политических систем стран Латинской Америки, частые государственные перевороты, восстания, революции, обуславливали большую роль насилия и нелигитимных средств ведения политической борьбы. В большинстве стран у власти находились авторитарные режимы, опиравшиеся на армию. В политической борьбе, в массовых народных движениях их участники, как правило, объединялись не вокруг каких-то программ, лозунгов или требований, а вокруг лидеров – каудильо (вождь).

Если в Европе и Северной Америке к этому времени уже сложились основы гражданского общества, в Латинской Америке, даже в наиболее развитых странах, до этого было еще далеко. Хотя формально существовали республиканские институты, были Конституции, часто списанные с аналогичного документа, действующего в США, о демократии в Латинской Америке можно было говорить лишь как о форме, прикрывавшей авторитарное господство местных элит.

В самом конце XIX века в Латинскую Америку начали проникать социалистические идеи. Первой латиноамериканской страной, где возникла социалистическая партия, стала Аргентина (1896 г.). Затем подобные партии появились в Чили и Уругвае. Так же как и в Южной Европе, в Латинской Америке с социалистами уверенно конкурировали анархисты, идеи и тактика которых импонировали низам латиноамериканского общества. Характерно, что именно те страны, где возникли социалистические партии, являлись лидерами в процессе становления гражданского общества и формирования демократической политической системы.

Это был весьма противоречивый процесс, в котором причудливо переплетались консервативные, либерально-реформистские и революционные тенденции. В разных странах их соотношение было неодинаковым, но именно их результирующая определяла общую динамику развития латиноамериканского общества. Если либерально-реформистские тенденции, с определенными оговорками, определили динамику развития Чили, Уругвая, отчасти Аргентины, консервативно-охранительные господствовали в «банановых республиках» Центральной Америки, островов Карибского моря, Венесуэле, то ярчайшим воплощением революционной тенденции развития общества стала Мексика, где в 1910 г. вспыхнуло самое крупное и глубокое революционное выступление в Латинской Америке в первой половине XX века.

Революция в Мексике (1910–1917 гг.)

Революция в Мексике, вспыхнувшая в 1910 г., оказала огромное воздействие на всю последующую историю этой одной из крупнейших стран Латинской Америки. Уничтожив многие пережитки, унаследованные от предшествующей эпохи, она расчистила дорогу для бурного прогресса мексиканского общества, предопределила его лидирующие позиции во многих областях социально-экономического и политического развития в латиноамериканском регионе. Она выявила сложное соотношение революционных и либерально-реформистских тенденций в становлении гражданского общества, демократических политических институтов и общественного прогресса в целом.

С 1877 г. в Мексике установилась диктатура П. Диаса. На первых порах он пользовался определенной популярностью в обществе. Будучи незаурядной личностью, он сумел навести элементарный порядок, добился стабильности в социально-политической сфере и обещал стремиться к дальнейшему прогрессу в этой области, укреплять национальный суверенитет. Однако постепенно его режим приобретал все более ярко выраженные черты открытой диктатуры, опирающейся на узкий слой олигархической верхушки, с коррумпированным чиновничьим аппаратом и разветвленными репрессивными органами.

Не удивительно, что в обществе стала расти социальная напряженность, опора диктатуры сокращалась, зато постепенно росла и крепла оппозиция. К началу революции ее лидером считался Ф. Мадеро. С 1905 г. он издавал газету «Демократия», вокруг которой группировались умеренные круги оппозиции. Чувствуя рост оппозиционных настроений, Диас усиливал репрессии. В этой обстановке Мадеро, вынужденный бежать в США, разработал «план Сан-Луис Потоси». Поскольку диалога с Диасом не получалось, речь шла о подготовке его свержения. Восстание было назначено на 20 ноября 1910 г., но за несколько дней до намеченного срока агентам полиции стало известно об этом, и по стране прокатилась волна репрессий. В результате восстание вспыхнуло стихийно.

В пустынных районах северной Мексики и в джунглях на юге страны успешно действовали партизанские отряды во главе с Ф. Вильей и Э. Сапатой. В 1911 г. в Мексику вернулся Мадеро. Инициатива начала переходить к противникам режима Диаса. Становилось все очевиднее, что дни диктатуры сочтены. В этой ситуации остро вставал вопрос о характере будущей власти. В начале мая Мадеро сформировал свое правительство. Между ним и Диасом начались переговоры, которые привели к следующему соглашению: Диас уходит в отставку, боевые действия прекращаются, партизанские отряды распускаются, до избрания президента страной управляет Временное правительство.

24 мая 1911 г. в Мехико вспыхнули восстания. Диас, не дожидаясь прибытия Мадеро, счел за лучшее бежать за границу. Диктатура была свергнута. Стремясь не допустить вмешательства США в разгоревшийся конфликт, умеренные круги оппозиции сочли за лучшее пригласить на пост главы Временного правительства посла Мексики в США Ф. де ла Барру, имевшего многочисленные связи в Вашингтоне. Это не устраивало радикальные круги, прежде всего Салату. Тем не менее в октябре 1911 г. без особых эксцессов удалось провести президентские выборы, на которых победил Мадеро.

Ключевым вопросом, стоящим перед новой властью, был аграрный. Крестьяне ждали от нее возвращения тех земель, которые были отобраны у них при Диасе. Однако Мадеро не спешил с этим. Тогда Сапата, по-прежнему командовавший крупным партизанским соединением, выступил с собственным планом решения аграрной проблемы (план Айаллы). Он предусматривал немедленный возврат индейским общинам отнятых у них земель, конфискацию земель сторонников Диаса. Сапата требовал сурового наказания приверженцев бывшего диктатора. Понимая привлекательность идей Сапаты в глазах широких крестьянских масс, Мадеро попытался перехватить у него инициативу: он объявил о создании специальной комиссии по изучению поднятых в «плане Айалла» проблем.

Положение Мадеро осложнялось не только тем, что он испытывал сильное давление слева. Новое правительство изначально столкнулось с явно недоброжелательным отношением со стороны США. Американцы поддерживали связи с приверженцами Диаса, яростно критиковали Мадеро за недостаточную, по их мнению, жесткость в отношениях с лидерами радикальных группировок. Не без их помощи заметно активизировали антиправительственную деятельность консервативные круги. Над новой властью нависла реальная угроза утраты массовой поддержки.

Стремясь предотвратить подобный вариант развития событий, Мадеро попытался расширить свою социальную базу за счет привлечения на свою сторону рабочего движения. В 1912 г. в правительстве был создан специальный департамент труда, призванный вырабатывать государственную политику в области трудовых отношений. Правительство встало на путь поощрения создания профсоюзов. В них с самого начала шла жесткая конкуренция между сторонниками анархистов и приверженцами популярной в Латинской Америке концепции христианских профсоюзов. Хотя правительство и согласилось в законодательном порядке ограничить рабочий день 10 часами, этого было явно недостаточно для налаживания устойчивых, конструктивных контактов с рабочим движением.

Проблемами и трудностями, с которыми сталкивались новые власти, воспользовались приверженцы прежнего режима. Используя поддержку США, опираясь на верхушку армии и представителей старой олигархии, они готовились к решающему столкновению с правительством, надеясь реставрировать старый порядок. Еще в октябре 1912 г. племянник свергнутого диктатора Ф. Диас поднял в крупнейшем портовом городе Мексики Веракрусе восстание, которое, правда, было подавлено. Это, однако, был важный симптом, свидетельствующий о назревании социально-политического кризиса.

Встретить его во всеоружии правительство не смогло. В феврале 1913 г. в Мехико вспыхнуло восстание, в результате которого власть захватил генерал Уэрта. Мадеро был арестован и расстрелян. Это событие послужило началом для нового, еще более ожесточенного раунда гражданской войны, ибо не только руководители крупнейших партизанских соединений, но и многие губернаторы отказались признать правительство Уэрты.

На роль лидеров противников Уэрты быстро выдвинулся губернатор штата Коауила В. Карранса. В марте 1913 г. он обнародовал так называемый «план Гуадалупе», в котором призвал население Мексики к вооруженной борьбе против Уэрты. К осени 1913 г. вся Северная Мексика была в руках противников Уэрты, которых называли конституционалистами. Успехи радикальных сил все больше тревожили правительство США, которое не без оснований опасалось, что в случае их победы американские интересы и американская собственность окажутся под угрозой. Над Мексикой все более сгущались тучи: США готовились к открытой интервенции.

Внешняя угроза не снижала накала гражданской войны. Обстановка по-прежнему оставалась крайне запутанной. Мехико и прилегающие к нему районы контролировались войсками генерала Уэрты. Северные штаты страны находились в руках одного из наиболее ярких лидеров радикальных сил Ф. Вильи. В штатах Сонора и Коауила власть принадлежала сторонникам Каррансы. На юге страны большим влиянием пользовался лидер крупнейшего партизанского соединения Салата.

Несмотря на то, что большая часть регулярной армии подчинялась правительству Уэрты, положение последнего ухудшалось с каждым днем. Пришедшие в ходе революции в движение широкие слои населения требовали перемен, страстно мечтали о лучшей жизни, а Уэрта всячески препятствовал уничтожению тех социально-политических препон, которые тормозили переустройство в обществе. Это и предопределило его судьбу. Летом 1914 г. его войска были разбиты, а сам он бежал из страны.

Новое правительство Мексики возглавил Карранса. Являясь лидером умеренных кругов, он тем не менее не мог не считаться с позицией радикальных сил и их лидеров – Вильи и Сапаты. Те были сторонниками скорейших и максимально глубоких преобразований в сфере социально-экономических отношений. Карранса предложил обсудить все спорные вопросы на съезде конституционалистов, назначенном на 1 октября 1914 г. После серьезных колебаний вожди партизанских соединений согласились. Съезд, как и следовало ожидать, не смог принять принципиальных решений. Однако вся грозовая атмосфера, царившая в обществе, убеждала Каррансу в необходимости движения навстречу требованиям радикальных сил.

В январе 1915 г. он торжественно обещал вернуть крестьянам земли, экспроприированные у них режимом Диаса. Серьезную прибавку авторитету Каррансы дали его шаги по ограничению прав иностранных инвесторов в Мексике. Прежде всего это касалось нефтяной промышленности. Большое внимание Карранса уделял налаживанию контактов с профсоюзами. В феврале 1915 г. между ними и правительством было заключено соглашение о сотрудничестве. В соответствии с ним стали формироваться рабочие батальоны, которые правительство намеревалось использовать как противовес отрядам Вильи и Салаты, состоявшим из крестьян. Идея противопоставления рабочих крестьянам давала Каррансе шанс стать арбитром в жестком противоборстве социальных сил, раздиравшем мексиканское общество.

Положение Каррансы осложнилось двумя обстоятельствами. Во-первых, это общая экономическая ситуация. В условиях жестокой и кровопролитной войны мексиканская экономика, и без того не имевшая серьезного запаса прочности, пребывала в тяжелейшем состоянии. Улучшить жизнь основной части населения в такой ситуации было невозможно. Другая опасность нависала извне. В США, в правящем истеблишменте, все более негативно относились к тому, что происходило в Мексике.

1916 год оказался, пожалуй, самым тяжелым и для мексиканской революции, и лично для Каррансы. Сложная экономическая ситуация вызвала резкий конфликт правительства с профсоюзами, требовавшими от него действенных мер по улучшению положения рабочих. Ситуация обострилась настолько, что глава правительства издал указ о роспуске рабочих батальонов и о резком ужесточении наказаний за участие в забастовках. Обстановка осложнилась еще больше после того, как в марте 1916 г. американцы, использовав пограничный инцидент как повод для вмешательства в события в Мексике, начали вторжение в эту страну. Внешняя опасность консолидировала на время революционный лагерь, заставила правительство ужесточить свою позицию в отношении иностранной, прежде всего американской собственности на территории Мексики. Борьба с интервентами продолжалась почти год и завершилась в феврале 1917 г. выводом американских войск из Мексики.

Используя временную консолидацию всех сторонников революционных преобразований, Карранса предложил созвать Учредительное собрание для выработки новой Конституции. Оно открылось 1 декабря 1916 г. Помимо обсуждения собственно конституционных вопросов, его делегатов волновало еще несколько проблем: аграрный вопрос, рабочий вопрос и судьба иностранных инвестиций. Достаточно быстро сформировались две группировки – умеренная во главе с Каррансой и радикальная, лидером которой стал А. Энрикес. После жарких дебатов в феврале 1917 г. текст Конституции был наконец одобрен.

Это была в полном смысле слова Конституция нового поколения, ибо помимо вопросов собственно государственного устройства очень большое внимание в ней уделялось социально-экономическим проблемам. Так, в новом Основном законе страны предусматривалось право на экспроприацию крупной земельной собственности, осуждалась практика пеонажа. Большое внимание уделялось в нем проблемам трудовых отношений: устанавливался 8-часовой рабочий день, вводилась 6-дневная рабочая неделя и минимум заработной платы, запрещалась выдача зарплаты товарами и т. д. За рабочими закреплялось право на забастовку и заключение коллективных договоров, церковь лишалась права владения недвижимостью. Ограничивались права иностранцев на владение и распоряжение собственностью. Они обязаны были подчиняться местным законам. Наконец, за нацией признавалось право на контроль за недрами и находящимися в них богатствами.

Мексиканская Конституция 1917 г. являлась наиболее демократичной из всех имевшихся тогда документов подобного рода. Она открыла новую страницу в развитии конституционного права и стала прямым следствием тех глубоких перемен, которые произошли в мексиканском обществе под влиянием революции. Она коренным образом изменила лицо Мексики, уничтожила многие пережитки «старого порядка», тормозившие движение страны по пути общественного прогресса. Заплатив дорогую цену за эти радикальные преобразования, мексиканцы вместе с тем создали хороший плацдарм для превращения своей страны в одно из наиболее развитых, демократичных и стабильных государств Латинской Америки.

Урок № 26 Дата 08.12.2016 г. автор Зиновьева Юлия Григорьевна

Урок истории в 8 классе с валеологической направленностью

Тема: Латинская Америка в XIX веке.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1. Создать представление у учащихся о странах Латинской Америки в XIX веке;

2. Развивать умения выделять в тексте главное, уметь давать характеристику исторической личности, работать с контурной картой, умение составлять план ответа, развивать монологическую речь;

3. Воспитывать чувство взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Оборудования и материалы: учебник, доска, мел, контурные карты: «Латинская Америка в XIX в.», «Политическая карта мира».

Литература:

1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800–1900, 8 класс. – М., 2012.

2. Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала XX в.). – Учебное издание. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1991.

3. Latino - america .​ ru (интернет-источник).

План урока:

1. Организационный момент (2-3 минуты)

2. Проверка домашнего задания (10-15 минут)

3. Изложение нового материала (15 минут)

4. Первичное закрепление (4-5 минуты)

5. Постановка домашнего задания (1-2 минуты)

6. Подведение итогов урока (3-4 минуты)

Основные понятия: колония, империя, метрополия, гражданская война, освободительные войны, Латинская Америка, каудильо, каудильизм, латиноамериканский «плавильный котел».

Ход урока

Организационный момент (2-3 минуты)

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня дежурный? Назовите отсутствующих.

Здороваются, с разрешения учителя садятся.

Дежурный встает, называет отсутствующих.

Проверка домашнего задания (10-15 минут)

Вспомните, что было задано на дом?

1) Действительно, мы на прошлом уроке рассматривали США после Гражданской войны.

Несколько человек (4) будут работать индивидуально (карточки с тестовыми заданиями)

В то время, как дети работают индивидуально, идет фронтальный опрос.

1)Расскажите, каковы были условия расцвета США? Благодаря чему Штаты, в столь сжатые сроки совершили «экономическое чудо»? Спрашиваю одного ученика.

2) Работа с понятиями, заданными на дом: спрашиваю по одному человеку:

а) Что такое «Доктрина Монро»? Благодаря кому она была создана? В чем сущность доктрины?

Б) Охарактеризуйте «доктрину открытых дверей». С какой страной она связана?

В) Дайте оценку «дипломатии большой дубинки»? Как она работала на практике?

Г) А что подразумевают под «дипломатией доллара»?

После фронтального опроса ученики с индивидуальным заданием сдают тесты на проверку (оценка будет известна на следующем уроке). Остальным оценка известна после комментирования учителем устных ответов.

Вспоминают, отвечают, что было задано.

Примерный ответ ученика:

В 60-90 гг. 19 века экономическое развитие США удивило мир. Этому способствовал ряд факторов:

1)США имели обширную территорию, которая составляла единый внутренний рынок;

2) у страны не было опасных соседей, угрожавших её безопасности

3)богатые природные ресурсы Америки и плодородные земли подталкивали к усиленному экономическому развитию;

4) за счет мигрантов быстро увеличивалось население страны.

Отвечают по одному человеку.

Изложение нового материала (15 минут)

На прошлых уроках мы начали изучать главу «Две Америки», почему две Америки?

Правильно. И начнем мы с карты.

1. Работа с картой – показать на карте Северную и Южную Америку, обозначьте границы США.

Одну Америку мы с вами изучили. Теперь нам предстоит изучить другую часть Америки – Южную (или Латинскую).

Так какая тема сегодняшнего урока?

Правильно! Только обратимся к параграфу 26 и запишем тему полностью и правильно!

Помимо темы мы также запишем план урока:

План урока

3. Век каудильо.

И прежде чем начать наш с вами урок, поработаем, как всегда, со словарем, так как по ходу урока у вас могут возникнуть затруднения с теми понятиями, которых вы еще не знаете.

1) Каудильо –

2) Каудильизм –

3) Гражданская война –

Хотелось бы начать с того, что когда 500 лет назад великие географические открытия привели европейцев в Новый свет, произошло прямое «столкновение» двух миров – с одной стороны - мира индейцев и, а с другой стороны - мира испанцев и португальцев. Встреча таких различных культур положила начало зарождению латиноамериканского общества.

Экономически страны Латинской Америки были более отсталые, чем США, к началу XIX века все страны Латинской Америки были колониями других стран. Каких?

Давайте откроем карту, а один человек будет у доски работать.

«Образование независимых государств в Л.А. в начале 19 века» и посмотрим, от каких стран была зависима Л. А.?

К середине XVIIв. к Латинская Америка была колонизирована. Кроме Бразилии, захваченной португальцами,вся Южная Америка принадлежала Испании.

А теперь пользуясь картой, попытайтесь самостоятельно дать определение, Латинской Америке.

Латинская Америка - это общее название стран, которые расположены в Центральной и Южной Америке).

На территории Л.А. проживали - …. с. учебника 212 , прочитать, выписать, какие народы проживали в Л.А. (различные расы и народы: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран).

1. Время освободителей. Симон Боливар.

Но постепенно эта ситуация начала меняться.

Страны Латинской Америки за XIX все получили независимость в ходе освободительной борьбы. Для того, чтобы посмотреть, а какие же территории получили независимость, поработаем с учебником и все той же картой. Ваша задача: прочитать пункты «Время освободителей» и «Независимость – это единственное благо», и на основе прочитанных пунктов выписать страны и тот год, когда эта страна получила независимость в 19 веке (работа на 5-7 минут)

Среди освободительного движения выделился молодой парень. Симон Боливар . Кем же он был? Какими качествами обладал?

Ответить на этот вопрос мы сможем после просмотра видео о нем.

Просмотр видео (3-4 минуты)

Валеопауза – показать на карте по одной стране в Латинской Америке (по одному выходят к карте).

2.Итоги и значение освободительных войн.

Чтение с разбором учебника с. 209 , составление плана ответа «Итоги освободительных войн».

    3.Уничтожено рабство.

    4.Установлены республики.

3. В странах Л.А существовал такой феномен как Каудильо - режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный посредством военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу.

4. Медленное развитие экономики.

С конца XIX в. страны Латинской Америки стали испытывать сильное давление со стороны своего северного соседа - США, проявлявшееся в экономическом, политическом и военном вмешательстве в их внутренние дела. В экономике Л.А. хозяйства ориентировались на производство и вывоз за границу сельскохозяйственной продукции или полезных ископаемых.

Работа с учебником на с. 211 «Медленное развитие экономики», прочитать, выписать с карты учебника какую продукцию вывозили из стран Латинской Америки.

5. Латиноамериканский «плавильный котел».

XIX век – это время складывания латиноамериканской нации. На рубеже XIX-XX вв. в Латинской Америке на огромной площади в 20,6 млн кв. км проживало 60 млн человек. Здесь существовало 20 независимых государств. Последняя испанская колония - Куба - добилась независимости в 1898 г. - Итак, на каком же языке говорят латиноамериканцы? В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии - на португальском, в Гаити - на французском.

Примерный ответ: Потому что есть Северная Америка, а есть Южная Америка.

Ученик выходит к доске и показывает.

Южная Америка.

Запись в тетради:

Латинская Америка в 19 – начале 20 века: время перемен.

План урока

1. Время освободителей. Симон Боливар.

2. Итоги и значение освободительных войн.

3. Век каудильо.

4. Медленное развитие экономики.

5. Латиноамериканский «плавильный котел».

Работа со словарем. Запись в тетрадь:

1) Каудильо – вождь, влиятельный политический лидер.

2) Каудильизм – диктаторская, тираническая власть.

3) Гражданская война – война, на территории одной страны, когда воюющие стороны граждане одной страны.

Запись в тетради:

1)Гвиана (колония сразу трех государств – Великобритании, Нидерландов и Франции)

2) Бразилия (У Портуалии)

3) Практически вся Южная Америка под гнетом Испании.

Запись в тетради:

Латинская Америка - это общее название стран, которые расположены в Центральной и Южной Америке.

На территории Л.А. проживали - различные расы и народы: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран.

Читают, выписывают.

Так кто же такой, Боливар? Слушаю версии детей. Записываем вместе.

Вывод (с записью в тетрадь): Симон Боливар – это человек, который обладал незаурядным полководческим талантом; возглавил патриотическое движение за свободу Венесуэлы; память о С. Боливаре сохранилась в названии одной из стран Латинской Америки (Боливии).

Выходят к доске и показывают страны.

«Итоги освободительных войн»:

    1.Все страны Л.А. получили независимость.

    2.Создались условия для развития хозяйства.

    3.Уничтожено рабство.

    4.Установлены республики.

Слушают.

Ископаемые: медь, серебро, медная руда, селитра (используется для удобрений)

Аргентина вывозила: мороженое мясо.

Бразилия вывозила: кофе, золото, серебро, каучук, фрукты)

Мексика вывозила: золото, серебро

Колумбия – Индиго, кофе.

В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии - на португальском, в Гаити - на французском.

Первичное закрепление (4-5 минут)

Задаю вопросы – дети отвечают.

1.Почему в Латинской Америке возникло освободительное движение?

2.Почему промышленность столь медленно развивалась в регионе?

3.Что преимущественно экспортировала Латинская Америка?

Составить синквейн, связанный с темой урока. Латинская Америка.

Синквейн – это не простое стихотворение, а творческая работа. Работать будете в парах. Примерный вариант:

Латинская америка – страна

Зависимая, многонациональная.

Освободилась в 19 веке, традиционность, отсталость

Латинская Америка – «плавильный котел»

Л.а. – своеобразная страна.

Думают, отвечают.

Составляют синквейн по теме.

Домашнее задание

Домашнее задание с. 211 учебника, заполнить таблицу:

9 декабря 1824 г. последняя испанская армия, сражавшаяся в Латинской Америке, была разбита и взята в плен генералом Сукре, одним из помощников Боливара, возле Аякучо, на плоскогорьях Перу. Капитуляция положила конец трем векам испанского господства на американском континенте. Тем не менее Испания сохраняла за собой до 1898 г. Кубу и Пуэрто-Рико, в Антильском архипелаге, которые она потеряла в итоге войны с США.

Необыкновенная прелюдия: независимость Таити

Вслед за Соединенными Штатами и раньше испанских и португальских владений в Америке независимости добилось еще одно государство. Республика Гаити была провозглашена 1 января 1804 г.

Это было тревожное событие, поэтому о нем охотно умалчивали. Восстание черных рабов против рабовладельческого строя закончилось созданием республики чернокожих, откуда белые были изгнаны.

Французская колония Сан-Доминго занимала западную часть острова Гаити, в то время как его восточная часть принадлежала испанцам. В 1789 г. Сан-Доминго была самой процветающей из французских колоний. Она производила большое количество сахара, продажа которого составляла треть стоимости французского экспорта. Революция во Франции привела к мятежу колонистов, желавших освободиться от правительственного деспотизма и добиться самоуправления. Затем вспыхнуло восстание «цветных» (мулатов и вольноотпущенных), владевших третью поместий, которых колонисты собирались лишить политических прав. Наконец, начавшееся в 1791 г. восстание рабов, во главе которых встал Туссен Лувертюр, закончилось победой.

Посланцы Конвента из соображений внешней политики (колонисты обратились за помощью к англичанам) поддержали Туссена Лувертюра. Декрет Конвента от 4 февраля 1794 г. отменил рабство во французских колониях. В действительности же этот декрет лишь узаконил то, что произошло в Сан-Доминго.

Туссен Лувертюр стал главой независимого государства, чувствуя себя в то же время представителем Французской республики. В 1802 г. после Амьенского мира Бонапарт решил вновь подчинить остров и восстановить рабство. Экспедиционный корпус взял в плен Туссена Лувертюра, и он умер в тюрьме форта Жу, в Юрских горах. Однако французская армия, потерявшая много солдат из-за болезней и действий партизан, в конце концов была разбита. Один из помощников Туссена - Дессалин - в 1804 г. провозгласил независимость Гаити (так называли остров индейцы-аборигены). Эта революция рабов вызвала сильный страх у всех рабовладельцев Америки, в том числе США.

Латинская Америка в начале XIX века

Начиная с XVI в., испанские владения занимали большую часть американского континента. С севера, от Калифорнии, Новой Мексики, Техаса и Флориды они протянулись далеко на юг, до мыса Горн. Что касается Луизианы, то Франция вернула ее себе в 1800 г., а в 1803 г. продала США. Флорида также была продана США Испанией в 1819 г. Исключение составляли португальская колония Бразилия, занимающая восточную часть Южной Америки, и Гвиана, разделенная на небольшие полоски, принадлежащие Англии, Голландии и Франции. Те же государства поделили между собой Антильские острова.

Здесь, в Латинской Америке, колониальные власти наложили на доколониальные структуры, унаследованные от империй ацтеков и инков, структуры феодальные, что привело к образованию крупной земельной собственности. На северо-востоке Бразилии и в тропических районах эта собственность представлена плантациями, которые обрабатывают, как на Антилах, черные рабы. В других местах это крупные поместья (асьенды), где трудятся индейцы (на положении настоящих крепостных).

В своих колониях Испания представлена чиновниками и военными из метрополии. Здесь введен режим исключительности: метрополия обладает исключительным правом вести внешнюю торговлю. Любые сделки местного населения с иностранцами считаются незаконными. Креолы (колонисты, родившиеся в Америке) с большим трудом переносят такие порядки и требуют их уничтожения. То же самое происходит в принадлежащей португальцам Бразилии.

Оккупация Испании и Португалии французами во время наполеоновских войн даст латиноамериканцам прекрасный повод завязать прямые торговые связи с англичанами. Но когда в 1815 г. война закончится, испанские и португальские власти попытаются восстановить режим исключительности.

Восстание в Латинской Америке

В Бразилии восстание вспыхнуло в 1821 г.: провозглашена независимость и сын короля Португалии дон Педро становится императором (1822).

В испанских колониях первое восстание (1810 г., Мексика) разгромлено. В 1821 г. генерал Итурбиде, который его подавил, объявляет о независимости страны и провозглашает себя императором. Спустя два года он свергнут и установлена республика.

В Южной Америке во главе восставших становится Боливар, родившийся в богатой креольской семье в Каракасе (Венесуэла). Вместе с ним сражаются другие офицеры-креолы: Сан-Мартин, освободитель Аргентины и Перу; О"Хиггинс, освободитель Чили; Сукре, победитель при Аякучо.

В этой борьбе повстанцев поддержала Великобритания, стремившаяся занять место Испании в американской торговле, и Соединенные Штаты. Президент Монро заявил, что его страна не потерпит ни европейской интервенции на американский континент, ни восстановления колониального государства. Это была Декларация Монро (1823).

Испанский король Фердинанд VII, восстановивший в Испании абсолютизм и разгромивший либералов с помощью французского экспедиционного корпуса, обращается за помощью к Священному Союзу. Священный Союз - блок абсолютистских государств, созданный в 1815 г. для борьбы против либерального движения в Европе. Он и в самом деле неоднократно вмешивался в европейские дела. Но осуществлению планов интервенции в Латинскую Америку помешало противодействие Англии и США.

Латинская Америка в XIX веке

Социальные структуры в странах Латинской Америки остаются неизменными с колониальных времен. На вершине - узкая олигархия крупных земледельцев-креолов, тесно связанных с католической церковью (она тоже крупный земельный собственник). Их интересы выражает консервативная партия. Ей противостоит либеральная партия антиклерикальной ориентации, опирающаяся на крупных торговцев портовых городов и небольшой средний класс метисов.

Рабство сохраняется повсюду, оно будет запрещено в течение XIX в., и прежде всего в тех странах, где не имеет большого экономического значения. В Бразилии же оно просуществует до 1888 г.!

Что касается индейцев, составляющих большинство населения Мексики и плоскогорий Анд, то они фактически остаются в крепостном состоянии и полностью исключены из социальной и политической жизни.

Такое положение продлится до XX века.

Весь этот период Латинская Америка остается регионом революций, революций исключительно политических, которые ничего не меняют в социальном строе, заменяя лишь одного военного правителя на другого.

Примечания:

В книге С. Крамера, откуда заимствован этот абзац, далее со слов древнего историка рассказывается о благодеяниях Урукагины: «Он отозвал смотрителей над лодочниками. Он отозвал смотрителей над крупным и мелким скотом. Он отозвал смотрителей над рыбными угодьями. Он отозвал сборщиков серебра, которые взимали плату за стрижку белых овец… И по всей стране, от края до края, не осталось ни одного сборщика налогов» (С. Крамер. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 58–59).

Борьба европейских государств с работорговлей через Атлантический океан, в которой активно участвовала Россия, остается одной из малоизвестных страниц мировой истории. После разгрома Наполеона 18/30 мая 1814 г. был подписан Парижский трактат о прекращении торговли рабами. Он затем неоднократно подтверждался. Так, 7/20 декабря 1841 г. Россия, Австрия, Франция, Великобритания и Пруссия подписали новый трактат «Об уничтожении торга неграми». В указе Николая I от 26 марта 1842 г. читаем: «торг втайне продолжается… продолжение считать преступлением, равным морскому разбою…» Указ предлагал капитанов работорговых судов «подвергать наказаниям, в законах наших определенным за разбой и грабительство на морях» (Российский государственный исторический архив, ф. 1329, оп. 1, д. 580, лл. 14–19).

Россия приняла участие в проведенной в 1889 г. в Брюсселе международной конференции по прекращению торговли невольниками. Ее задача - «покончить с работорговлей на суше и на море»; имелись в виду регионы, где еще продолжалась «охота на людей»: Восточная Африка, побережье Красного моря, бассейн реки Конго. И вновь русские дипломаты поддержали все решительные меры, направленные на окончательную ликвидацию этого позорного явления (Центральный государственный архив военно-морского флота, ф. 417, оп. 1, д. 550, лл. 1–34).

Латинская Америка 19-нач.20 вв .

Конец 19 - начало 20 века продемонстрировали человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но во все большей степени материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявиться в полной мере именно в это время. В это время цивилизационные процессы были максимально динамичны и имели определяющее значение для культуры.

Образование государств в Латинской Америке явилось важнейшей предпосылкой для ускорения развития капиталистических отношений. В Мексике, Бразилии, Чили создавались основы лёгкой промышленности, возникла банковская система. Сохранение крупного помещичьего землевладения и привилегий церкви способствовало консервации различных форм докапиталистической эксплуатации.

Господство класса рабовладельцев, которому в конце 40-х годов XIX в., казалось, ничто не угрожало, в значительной мере опиралось на растущий спрос, предъявляемый мировым рынком на товары, производимые в странах Латинской Америки: сахар и особенно ко­фе, становившиеся главным богатством латиноамериканских стран. Эти товары производились ра­бами. Самое большое число рабов было ввезено в Латинскую Америку именно после 40-х годов. Минуя английские кордоны, работорговцы ввозили в страны ежегодно невольников, которые не ведали, что в ней существует закон, предо­ставляющий им свободу.

Однако, как ни казалось прочным положение рабовладельцев Латинской Америки, они стояли на той грани, за которой должно было наступить неизбежное ослабление их господства. И эта грань не была порождением только латиноамериканской действи­тельности. Она была местным выражением процесса, происходившего в миро­вом масштабе.

Рабство в Америке было долгое время залогом развития европейской, в частности английской, промышленности. К середине XIX в. оно стало утрачивать эту роль. Более того, оно уже делалось постепенно тормозом дальнейшего капи­талистического развития Европы. Это находило свое выражение в том, что Анг­лия все более жестоко преследовала работорговлю, все решительнее использовала свое влияние на бразильское правительство, чтобы заставить его проявить активность в этом направлении. 8 августа 1845 г. в Англии был принят Акт Эбердина. Он предоставлял английским кораблям право захватывать любое судно, подозреваемое в перевозке рабов, и предавать работорговцев суду адмирал­тейства.

В сер. 19 в. начался новый подъём революционного движения, выразившийся в гражданских войнах в Аргентине, Колумбии, Мексике, Венесуэле, Уругвае, Гватемале и заставивший провести важные социальные реформы в Перу, Гондурасе, Бразилии. Произошла частичная секуляризация недвижимости католической церкви. Под давлением народных выступлений были отменены подушная подать с индейцев и рабство негров (без наделения землёй), уничтожены дворянские титулы. В 1889 была ликвидирована монархия и провозглашена республика в Бразилии. В Чили, Мексике, Аргентине в сер. 19 в. произошли первые стачки рабочих, возникли профсоюзы, несколько позднее начал распространяться марксизм, были созданы секции 1-го Интернационала. На их основе в кон. 19 - нач. 20 вв. сложились социалистические партии и группы (в Аргентине, Боливии, Бразилии, Гваделупе, Кубе,.Мартинике, Мексике, Перу, Уругвае, Чили). Однако в рабочем движении Латинской Америки получили распространение анархизм и анархо-синдикализм.

Народам Латинской Америки пришлось отстаивать свой суверенитет и территориальную целостность от вторжений войск США (Мексика, 1846- 1848; Центр. Америка, 1855-57, 1860 и др.), Великобритании, Франции и Испании (Мексика, 1861-67), Испании (Чили, Перу, 1864-66). Для противодействия иностранной агрессии молодые государства заключали оборонительные союзы и проводили латиноамериканские. конференции. Экспансия иностранного капитала, неравномерность экономического и политического развития способствовали возникновению таких войн, как Тихоокеанская война 1879-83 и Парагвайская война (1864-70).

В 19 в. подъём рабочего и общедемократического движения в метрополиях, восстания рабов на Мартинике, Ямайке и в некоторых других колониях привели к отмене рабства в английских (30-е гг. 19 в.), французских (1848) и нидерландских (1863) колониях.

С вступлением капитализма в империалистическую стадию экономически слабые латиноамериканские государства попали в финансово-экономическую и дипломатическую зависимость от империалистических держав. Воспользовавшись начавшимся в 1895 национальным восстанием против испанского господства на Кубе, США в 1898 оккупировали эту страну и захватили Пуэрто-Рико. Империалисты США развернули территориальную экспансию - отторгли у Панамы зону канала (1903), оккупировали Никарагуа (1909-33), Доминиканскую Республику (1916-24), Гаити (1915-34), вторглись в Мексику (1914, 1916-17). В Латинской Америке развернулось антиимпериалистическое движение, имели место буржуазно-демократические антиолигархические революции выступления, кульминационным пунктом которых стала антиимпериалистическая революция 1910-17 в Мексике, сопровождавшаяся крест, войной (Мексиканская революция 1910-17). В социалистических партиях выделились революционные интернационалистические течения. В ряде стран возникли национальные профсоюзные центры.

Основные тенденции развития международных отношений в Латинской Америке от завоевания независимости до начала ХХ вв.

Несмотря на успехи экспортной экономики, государства Латинской Америки, как и прочие капиталистические страны второго эшелона, шли путем догоняющего развития. Ведь главные достижения промышленной революции (ткацкий станок, паровая машина, железнодорожный транспорт, электричество, газ, телеграф и т.д.) здесь внедрились на 25 40 лет позже, чем в Европе и Северной Америке. Особенно отставала обрабатывающая промышленность, которая в силу самой модели развития по сравнению с передовыми державами укоренялась слабо и только в наиболее крупных странах континента. В первом десятилетии XX в. на их долю приходилось менее 2% из общего числа прядильных веретен в текстильной промышленности мира. Периферийное положение региона и необходимость догонять вынуждала привлекать из-за рубежа не только инвестиции, но и займы. Так возникла и финансовая зависимость от иностранных кредиторов.

Все это обусловило слабость внешнеполитического потенциала стран Латинской Америки и их подчиненное положение в системе международных отношений. Национальная государственность многих из них на протяжении десятилетий не реализовывалась в самостоятельных акциях на мировой арене. Показательно, что из 18 независимых государств региона только Мексика оказалась в числе 26 участников первой Гаагской международной конференции 1899 г. по проблемам ограничения вооружений и обеспечения мира. В основном же в их внешней политике преобладали торгово-экономические интересы. Поэтому в отличие от великих держав, которые поддерживали отношения друг с другом на уровне послов, интересы латиноамериканских стран за рубежом представляли миссии во главе с посланниками (единственное исключение Мексика, обменявшаяся послами с США). Но и в урезанном виде эти отношения поддерживались с ограниченным числом государств (в 1900 г. даже крупнейшая страна континента Бразилия имела дипломатические миссии лишь в 2 иностранных государствах), шире практиковались только консульские отношения. Внешняя политика континента ориентировалась главным образом на великие державы, а отношения между самими государствами региона были развиты слабо, несмотря на общность исторических судеб, языковую и культурную близость, идентичность экономических интересов.

Хотя в мировое хозяйство страны Латинской Америки включались еще в период свободной конкуренции, наступление эпохи империализма существенно осложнило их международное положение. В частности, межимпериалистическое соперничество, особенно в добывающих отраслях региона, подогревало распри и между латиноамериканскими государствами. Примером тому служит «селитряная война» 1879-1884 гг., в которой поддержанная англичанами Чили одержала верх над связанными с американскими интересами Перу и Боливией, не только отняв у них 180 тыс. кв. км богатой селитрой территории, но и лишив Боливию выхода к Тихому океану. С другой стороны, хотя и XIX век для Латинской Америки омрачался войной США против Мексики (1846-1848), французской интервенцией в ту же Мексику (1861-1867) и другими силовыми акциями, начало ХХ столетия превзошло по этой части самые мрачные прогнозы. В 1902-1903 гг., например, чтобы взыскать долги с Венесуэлы, Англия, Германия и Италия подвергли блокаде и бомбардировкам города ее побережья. Самым же силовым оказался период 1910-1919 гг., когда в отношении стран региона было совершено наибольшее число актов иностранного вмешательства (136) по сравнению с каким-либо другим десятилетием за всю историю Латинской Америки с 1800 по 1969 г.

Особенно часто к интервенциям прибегали США. Провозглашение Соединенными Штатами в 1823 г. доктрины Монро (The Monroe Doctrine ), исключавшей вмешательство европейских держав в Новом Свете, в какой-то мере помогло их южным соседям избежать реставрации испанского колониализма. Когда же США сами превратились в империалистическую державу, опоздавшую, как и Германия, к дележу колоний, эта доктрина послужила им удобным основанием для экспансии за счет подчинения южных соседей своему контролю, навязывания кабальных займов и неравноправных договоров.

Первый удар был нанесен в 1898 г. по дряхлеющей Испании, в чьей колонии на Кубе шла освободительная война (1895-1898). После разгрома испанских эскадр у берегов Кубы и Филиппин наибольшие лавры среди сторонников захватнической политики снискал президент США Теодор Рузвельт. Свою политику в отношении соседей по континенту он сформулировал в знаменитом афоризме: «Говори мягко, но держи большую дубинку». Политика «большой дубинки» состояла в оккупации той или иной страны и силовом «вколачивании» в ее экономику американского капитала. Когда монополии закреплялись, США выводили войска, но поправкой к местной конституции (типичный пример «поправка Платта» 1901 г. к конституции Кубы (The Platt Amendment, 1901 ), наряду с другими ограничениями национального суверенитета, оставляли за собой право на повторную интервенцию «в случае возникновения угрозы жизни и собственности американских граждан». Так неоднократно оккупировались Куба (1906-1909, 1912, 1917-1922), Гаити (1915-1934), Гондурас (1905, 1907, 1911, 1912), Доминиканская Республика (1904, 1914, 1916-1924), Никарагуа (1912-1933) и даже Мексика (1914, 1916-1917). Подобные же отношения ради строительства и эксплуатации Панамского канала установились с 1903 г. между США и отделившейся с их помощью от Колумбии Панамой.

Таким образом уже к 1914 г. США захватили серьезный плацдарм, выйдя на 2-е место после Англии по объему общих инвестиций в регионе. В дальнейшем, воспользовавшись ослаблением экономических связей между Латинской Америкой и Европой в годы первой мировой войны, американские монополии значительно потеснили своих конкурентов на Южноамериканском континенте. Их инвестиции в регионе в 1914-1918 гг. возросли на 50%, достигнув 2,4 млрд. долл.

Параллельно с конца XIX в. для достижения своей гегемонии в регионе США активно утверждали панамериканизм. Идею союза американских государств выдвигал еще Боливар на Панамском конгрессе 1826 г. Однако в тот период она касалась лишь государств Латинской Америки и из-за возобладавших центробежных тенденций потерпела неудачу. В дальнейшем попытки ее возрождения предпринимались на Первом Лимском конгрессе (1847-1848), Континентальном Конгрессе в Сантьяго-де-Чиле (1856), Втором Лимском конгрессе (1864-1865). Но они, как правило, были ответом на угрозы или вмешательство иностранных держав, а также на конфликты между самими латиноамериканскими странами и тоже не увенчались успехом.

Кровопролитные войны в Латинской Америке война Аргентины, Бразилии и Уругвая против Парагвая (1864-1870) и война Чили с Боливией и Перу (1879-1884) позволили США выступить в тоге миротворца и выдать сколачивание экономического и военно-политического блока американских государств под эгидой Вашингтона за претворение в жизнь идеи Боливара. На самом же деле панамериканизм конца XIX в. развивал доктрину Монро и идеи отцов-основателей североамериканской республики о «божественном предопределении» руководящей роли США в делах Западного полушария применительно к условиям эпохи империализма.

Его идеология вобрала в себя элементы таких геополитических и даже расистских концепций, как теории «предначертания судьбы», «географического фатализма», «цивилизаторской миссии англосаксонской расы», «взаимозависимости» и т. п. В основу этой доктрины был положен тезис о «континентальной солидарности» и о якобы существующей общности интересов США и латиноамериканских стран, обусловленной географическими факторами, взаимодополняющим характером их экономик, наличием «духовного братства» и единой «культурной общности», которая противопоставлялась европейской, восточной и славянской культурам. При этом США как «старшему брату» отводилась руководящая роль в межамериканских делах и право разговаривать с латиноамериканскими странами авторитетным тоном.

Первая Панамериканская конференция была созвана в Вашингтоне в конце 1889 начале 1890 гг. Ее главными вопросами были «меры по поддержанию мира и увеличению благосостояния американских государств», создание таможенного союза, введение единой серебряной валюты, установление единообразной системы таможенных пошлин, портовых сборов и правил, регулирующих экспортные и импортные операции, принятие арбитражного плана для разрешения возникающих споров и конфликтов. Тем не менее из-за антиамериканских настроений в странах Латинской Америки и их страха перед угрозой с севера предложения США встретили сопротивление. Особенно жестокое поражение американская дипломатия потерпела по вопросу таможенного союза, поскольку рассматривавшая его комиссия признала такой союз несовместимым с интересами латиноамериканских стран. Единственным практическим итогом конференции явилось решение об образовании Международного союза американских республик и создании его постоянного органа Коммерческого бюро с местопребыванием в Вашингтоне. Задачи этой организации в то время были ограничены сбором и публикацией торгово-экономической и другой информации.

Вторую Панамериканскую конференцию удалось созвать в Мехико только через десять лет, в октябре 1901 январе 1902 г. В дальнейшем было решено созывать конференции каждые пять лет. Третья конференция состоялась в 1906 г., а четвертая в 1910 г. Намеченную на 1915 г. пятую конференцию созвать не удалось ввиду первой мировой войны. На этих конференциях американская дипломатия упорно осуществляла свою главную цель, шаг за шагом укрепляя созданную организацию и расширяя ее полномочия. В результате реорганизации Коммерческое бюро было переименовано в Международное американское бюро. Оно включило в сферу своей деятельности культурные и социальные вопросы и стало осуществлять административные и организационные функции. Его работу направлял состоявший из дипломатических представителей стран региона в Вашингтоне Руководящий совет во главе с госсекретарем США. В дальнейшем бюро получило название Панамериканского союза и превратилось в постоянно действующий секретариат межамериканской организации, официальной целью которой по решению четвертой Панамериканской конференции 1910 г. объявлялось содействие экономическому и политическому сотрудничеству американских государств. Так по кирпичику возводилось здание межамериканской системы, заслужившей название «министерства колоний США».

Добиваться принятия угодных решений США удавалось благодаря не только растущей экономической и военной мощи, но и позиции некоторых латиноамериканских стран, в первую очередь Бразилии. Следуя курсом на «негласный союз с северным колоссом», Рио-де-Жанейро поддерживал политику Вашингтона в международных делах и выступал активным сторонником укрепления «континентальной солидарности» под эгидой США, в то время как в остальных государствах Латинской Америки политика «большой дубинки» вызывала рост антиамериканских настроений. Так, на четвертую Панамериканскую конференцию делегация Бразилии привезла проект резолюции об официальном признании странами Латинской Америки «доктрины Монро» «неизменным фактором международного мира на Американском континенте», о выражении США «сердечной благодарности за этот благородный и бескорыстный акт, имевший великие благодетельные последствия для всего Нового Света». Однако уже в ходе предварительных консультаций представители других стран региона выразили негативное отношение к бразильской инициативе, в результате чего предложение было похоронено в кулуарах и не рассматривалось конференцией.

В обмен правящие круги США поддерживали претензии Бразилии на роль лидера в Южной Америке, помогали ей при возникновении конфликтов с соседними государствами и способствовали укреплению ее позиций в международных организациях. В частности, опираясь на поддержку Вашингтона, Рио-де-Жанейро сумел «мирными средствами» уладить территориальные споры со своими соседями таким образом, что к нему отошли территории, равные по площади Франции. Бразилия первой из латиноамериканских стран была удостоена официального визита госсекретаря США Элиу Рута. Ее столица была избрана местом проведения третьей Панамериканской конференции. Глава американского дипломатического представительства в Рио-де-Жанейро в 1906 г. был возведен в ранг посла, в то время как в других столицах региона США были представлены посланниками. Эти и другие подобные акции подчеркивали дружеский характер отношений, установившихся между Вашингтоном и Рио-де-Жанейро.

На США нередко ориентировались также представители Уругвая. Дипломатия этой небольшой страны надеялась, что Панамериканский союз поможет ей противостоять давлению соседних гигантов Аргентины и Бразилии. В числе приверженцев стратегии «негласного союза» с США были диктаторы Порфирио Диас в Мексике (1876-1911), Эстрада Кабрера в Гватемале (1898-1920), Висенте Гомес в Венесуэле (1909-1935) и др. Они щедро раздавали огромные концессии американским монополиям и с готовностью принимали «руководство» США в межамериканских делах.

Оппозицию Соединенным Штатам возглавляла Аргентина, которая была ориентирована на европейские рынки, конкурировала с США на мировом рынке продовольственных товаров и традиционно поддерживала тесные связи с Англией. На первой Панамериканской конференции аргентинская делегация сделала все, чтобы отклонить основные предложения США (о таможенном союзе, единых тарифах и арбитражном плане), поскольку они представляли серьезную угрозу независимости суверенных государств. В дальнейшем дипломатия Аргентины придерживалась намеченной линии и часто блокировалась с представителями Чили, Боливии, Перу и других государств.

По примеру Аргентины ряд латиноамериканских стран прибегал к тактике отказа от ратификации соглашений и конвенций, которые принимались на панамериканских конференциях под нажимом США. Из 17 панамериканских соглашений 1902-1910 гг. Аргентина ратифицировала только 3. Другим проявлением оппозиции стало игнорирование значительным числом стран региона Панамериканского союза. Аргентина, Боливия, Никарагуа, Парагвай, Перу не делали взносов на содержание постоянного секретариата, и их представители часто отсутствовали на его заседаниях.

Сопротивлением латиноамериканских стран объяснялся и провал выдвинутого президентом США Вильсоном в 1914 г. предложения о заключении «панамериканского пакта» в целях «общей и взаимной гарантии территориальной целостности и политической независимости при республиканской форме правления» и разрешения «пограничных споров путем применения процедуры арбитража». Наиболее крупные страны региона отмежевались от «панамериканского пакта», и в результате идея Вильсона дальнейшего хода не получила.

Однако это была своего рода «молчаливая оппозиция». На панамериканских конференциях до первой мировой войны не было сказано ни слова о больших проблемах Америки той эпохи: испано-американской войне 1898 г., присоединении Пуэрто-Рико, военной оккупации Кубы, навязанной ей поправке Платта и о захвате части острова для военной базы. Не прозвучало осуждения и в связи с отторжением от Колумбии Панамского перешейка. Тем не менее, хотя буржуазно-латифундистская олигархия стран Латинской Америки не осмеливалась бросить открытый вызов «северному колоссу», на этих конференциях благодаря усилиям дипломатии ряда стран региона были приняты решения, ограждавшие их интересы. Таким образом, уже на заре панамериканизма за его парадным фасадом обнаружились противоречия, разделяющие две Америки.

Сопротивление империалистическим державам страны Латинской Америки оказывали разнообразными внешнеполитическими акциями. В частности, на рубеже XIXXX вв. большое число сторонников завоевала идея разработки «международного латиноамериканского права», призванного вооружить государства региона средствами международно-правовой защиты от иностранных интервенций и создать арбитражный механизм для мирного урегулирования споров между ними без участия США. С этой целью в 1888 г. в Монтевидео состоялся специальный конгресс, созванный по инициативе Аргентины и Уругвая. В его работе участвовали представители семи стран Южной Америки. Согласно принятым рекомендациям, в 1906 г. в Рио-де-Жанейро начала работу комиссия юристов по подготовке кодекса частного и публичного международного права стран Западного полушария. Работу комиссии прервала первая мировая война.

Крупной акцией в деле защиты стран Латинской Америки стала известная «доктрина Кальво Драго», основные положения которой были сформулированы аргентинским юристом и дипломатом Карлосом Кальво (1885). Основываясь на принципах национального суверенитета и юридического равенства всех государств, «доктрина Кальво» провозглашала недопустимость дипломатического вмешательства, а тем более вооруженной интервенции, с целью взыскания долгов или получения возмещения за убытки, понесенные иностранными подданными. Всякий иной подход означал бы «создание опасной привилегии злоупотребления силой для могущественных держав в ущерб более слабым государствам и установление ничем не оправдываемого неравенства между своими и иностранными подданными».

«Доктрина Кальво» была с энтузиазмом встречена в регионе, и многие его страны стремились включить эти принципы в свои конституции, в условия контрактов с иностранными фирмами, в договоры, заключенные между собой, а также с иностранными государствами. Некоторые принципы Кальво даже нашли свое отражение в германо-мексиканском договоре 1882 г., в испано-перуанском договоре 1898 г., договоре о мире, дружбе, арбитраже и торговле, заключенном в 1906 г. Коста-Рикой, Сальвадором, Гватемалой и Гондурасом и др.

С особой остротой проблема защиты от иностранных интервенций встала в начале XX в., во время венесуэльского кризиса 1902-1903 гг. В самый разгар этих событий министр иностранных дел Аргентины Луис Драго сформулировал свою доктрину, которая развила и видоизменила «доктрину Кальво». В ноте, отправленной 29 декабря 1903 г. правительству США, осуждались насильственные действия европейских держав против Венесуэлы. Хотя «доктрина Драго» носила более ограниченный характер по сравнению с «доктриной Кальво», так как касалась только государственных долгов и допускала дипломатическое вмешательство, почти все латиноамериканские страны выступили в ее поддержку. Только бразильская пресса продолжала твердить об отсутствии у Аргентинской республики права говорить с Вашингтоном от имени коллективных интересов, а бразильская дипломатия выступила против признания «доктрины Драго».

Агрессия европейских держав вызвала острую реакцию и со стороны Вашингтона. Правительство Т. Рузвельта, нейтрализовав Англию, оказало открытое давление на Германию и, угрожая применением вооруженной силы, заставило ее отступить. В феврале 1903 г. под нажимом США были подписаны соглашения между Венесуэлой и тремя державами о снятии блокады и порядке удовлетворения их претензий. В то же время США фактически отказались признать «доктрину Драго», несмотря на то, что в ней содержались ссылки на «доктрину Монро». Делегация США не допустила включения «доктрины Драго» в повестку дня третьей Панамериканской конференции, и по ее настоянию было принято решение передать доктрину на рассмотрение второй Гаагской конференции с целью включения ее в свод международных законов.

Вторая Гаагская конференция собралась в 1907 г. В ней участвовали все латиноамериканские страны, приглашенные одним из ее инициаторов Россией. В Гааге по вопросу о «доктрине Драго» разгорелась острая борьба. Американскому делегату Портеру удалось провести множество поправок, и «доктрина Драго» была принята в таком искаженном виде, что принцип, сформулированный аргентинским министром иностранных дел, был в сущности, отвергнут. Одобренная конференцией конвенция Драго Портера допускала применение вооруженной силы при взыскании государственных долгов в тех случаях, когда страна-должник отвергает третейское разбирательство и игнорирует его решение.

В целях защиты собственного суверенитета страны Латинской Америки стремились использовать межимпериалистические противоречия в регионе. В частности, ряд латиноамериканских правительств добивался большей вовлеченности в дела региона России, надеясь, что ее влияние поможет им частично нейтрализовать опасности, исходящие от США и Англии. В таком ключе следует рассматривать аргентинское предложение России купить остров Эстадос из группы островов Огненной Земли, а также сближение России со странами региона на второй Гаагской конференции. Однако дальнейшего развития эти отношения не получили, поскольку вскоре трон Николая II зашатался под ударами революций в России.

Оборонительная реакция в Латинской Америке на политику империалистического разбоя послужила также стимулом для подъема «паниспанизма», который был связан с идеей союза латиноамериканских государств с Испанией. В 1900 г. в Мадриде состоялся даже испано-американский конгресс, в работе которого участвовали делегаты от 15 государств Латинской Америки.

В русле оборонительной тенденции находилось и стремление трех крупнейших государств Южной Америки: Аргентины, Бразилии и Чили создать при поддержке Англии так называемый "союз АБЧ", который мог бы служить противовесом растущему влиянию США. Предпосылки для сближения возникли после того, как в 1899-1908 гг. между ними были заключены двусторонние договоры об урегулировании пограничных споров. В 1914 г. страны АБЧ предложили свое коллективное посредничество для урегулирования конфликта в ходе очередной американской интервенции в Мексику, которое было принято. Хотя миссия посредников не принесла значительных результатов, сближение этих стран продолжалось. В мае 1915 г. их представители в Буэнос-Айресе подписали трехсторонний «договор АБЧ», который предусматривал мирное решение любых конфликтов между его участниками. По условиям договора, осуществление арбитража при спорах и конфликтах возлагалось на постоянную комиссию из представителей трех стран. Однако потенциальные возможности согласования внешней политики трех крупнейших государств Южной Америки, связанные с «договором АБЧ», реализованы не были, так как он не был ратифицирован всеми участниками и не привел к объединению их в прочный союз.

Различия внешнеполитической ориентации государств Латинской Америки проявились во время первой мировой войны. Аргентина, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Сальвадор и Чили придерживались строгого нейтралитета. Аргентина и Мексика совместно предложили объявить «экономический бойкот» воюющим державам. Боливия, Доминиканская Республика, Перу, Уругвай, Эквадор разорвали дипломатические отношения с державами Тройственного союза. Бразилия, Гаити, Гондурас, Гватемала, Коста-Рика, Куба, Никарагуа и Панама после вступления США в первую мировую войну объявили о состоянии войны с Германией. Эти события еще раз подтвердили, что «континентальная солидарность» является мифом.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Латинская Америка в XIX веке………………………………………4

Глава 2. Россия в XIX веке……………………………………………………..7

Глава 3. Взаимоотношения Латинской Америки и России………………….10

Введение

Проект по Истории на тему: «Латинская Америка в XIX веке и взаимоотношения с Россией» является работой по изучению истории России во взаимосвязи с историей Латинской Америки. В работе раскрывается история Латинской Америки и положение Российской империи в XIX веке, а также рассматривается их начинающие развиваться взаимоотношения.

Объектом изучения является история Латинской Америки и России, их взаимоотношений в XIX веке.

Целью изучения является соотношение истории Латинской Америки и России, а также взаимоотношений этих стран на протяжении XIX века.

Данный проект состоит из введения и трёх глав.

Глава Латинская Америка в XIX веке

В начале XIX в. В испанских колониях Америки возникло патриотическое движение креолов, задумавшихся об отделении от Испании. В колониях были созданы тайные организации, нелегально издавались и распространялись Декларация прав человека и гражданина и другие документы Великой французской революции. В 1807-1808 гг. Наполеон вошёл в Португалию и Испанию, превратив их в поле боя, на котором британские, испанские и португальские войска сражались с французскими солдатами. Временная неразбериха предоставила колониям их шанс. Борьба за независимость началась в 1808г. с отказа признать брата Наполеона Жозсфа новым королём Испании и правителем колоний.

В 1810 г. Аргентина объявила себя независимой от Испании, за ней в в 1811г. последовал Парагвай. Перу и Мексика обрели независимость от Испании в 1821г., а Бразилия стала свободной от Португалии в 1822г. Венесуэла стала независимой в 1830 г. Движение за независимость в Южной Америке многим обязано двум энергичным лидерам: Симону Боливару (1783-1830), который был широко образованным человеком, блестящим оратором и публицистом, и Хосе Сан-Мартину (1778-1850).

В 1819 г. Боливар нанёс испанцам поражение в Новой Гранаде и Перу. В 1824 г. Боливар встретился с Сан-Мартином, который совершил поход через Анды, чтобы освободить Чили. В 1826 г. Боливар провозгласил основание республики Великая Колумбия, состоящей из Венесуэлы, Колумбии, Эквадора и Панамы, которая вскоре распалась. В 1825 г. верхняя часть Перу стала называться в его честь Боливией. И Боливар, и Сан-Мартин сражались в исключительно сложных условиях. Несмотря на обретенную независимость, условия жизни не улучшились, т.к. власть по-прежнему принадлежала владельцам плантаций.

25 сентября 1829 г. заговорщики, недовольные диктатурой Боливара, проникли в президентский дворец в Боготе с целью убить «Освободителя»,

однако ему удалось спастись. Влияние и популярность Боливара падали, и в начале 1830 г. он ушёл в отставку, но незадолго до своей смерти в 1830 г. написал: « Тот, кто служит революции, пашет море!»

В 1868 г. началось массовое восстание за независимость на Кубе. Но ещё много лет кубинской армии пришлось бороться за освобождение от колониальной зависимости.

Во всех независимых государствах, кроме Бразилии, установился республиканский строй (Бразилия стала республикой в 1889 г.). Но некоторые государства, образовавшиеся в ходе войны за независимость, из-за глубоких внутренних противоречий и борьбы различных группировок оказались непрочными и распались. В независимых государствах уничтожили рабство, правда, не сразу. Были отменены подушная подать и принудительная трудовая повинность коренного населения в пользу частных лиц, государства и церкви. В течении XIX века в молодых независимых государствах был установлен парламентарный строй и приняты конституции.

Окрепло и национальное сознание латиноамериканцев, они стали ощущать свою принадлежность к определённой нации, имеющей право на создание независимого государства.

После войны за независимость в политической жизни молодых государств мир не установился. Они стали воевать друг против друга, чтобы захватить больше территорий. Это сопровождалось бешеной борьбой за президентское кресло внутри каждой отдельной страны. В данных условиях дружеские связи становятся важнее закона.

В XIX веке начались постоянные государственные перевороты, подтасованные выборы и кровавые гражданские войны.

В 1832 г. в Чили обнаружили богатые залежи серебра, потребность в котором в Европе возрастала. Большим спросом пользовалась и медная руда. К концу XIX в. В стране освоили добычу селитры, начался её экспорт на мировой рынок. Аргентина активно вывозила мороженое мясо в европейские

Отмена рабства и приток иммигрантов создали условия для развития капиталистического хозяйства в Бразилии.

Большое влияние на формирование наций оказала католическая религия.

Акты проявления коллективной набожности, когда, например, толпы богомольцев со всего королевства собирались в одном месте, чтобы просить Святую Деву вымолить для них Божье милосердие, способствовали укреплению связей между жителями страны.

Глава Россия в XIX веке

XIX век занимает особое место в истории России. Сформировалась территория России в основном за счет Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии. В три раза за сто лет выросло население. Произошли кардинальные изменения в социальной сфере Российского общества. В дворянстве прослеживалось две тенденции. Одна– укрупнение крупных имений и попытки отдельных дворян вести хозяйство по-новому.

Магазинов было мало, и принадлежали они в основном иностранцам. Розничная торговля велась коробейниками и посолами. С 1837г. в России начиналось строительство железных дорог. Первая железная дорога: Царское Село – Петербург. Основными средствами сообщения, а значит и торговли оставались реки.

Структура российского экспорта позволила говорить о том, что

промышленность практически не развивалась. (Вывозили сырье, а покупали готовые изделия).

Государственные крестьяне принадлежали казне и официально считались свободными. Начинает происходить процесс дифференциации крестьянства, прежде всего среди государственных и оброчных. Некоторые же крестьяне могли покупать себе дома, мануфактуры, земли на подставных лиц.

Реформы начала XIX века – Александр I назвал их либеральными. Либерализм в России, в отличие от Западной Европы, не отражал изменения в социальной жизни, а был своеобразной модной идеологией, распространенной в аристократических кругах.

Памятуя о судьбе отца, Александр вынужден был лавировать между тремя группировками. В манифесте при восшествии на престол Александр обещал вернуться к порядкам своей бабушки, отменив наиболее одиозные указы отца (запрет на выезд за границу, ввоз зарубежной

литературы). Из своих друзей он создал т.н. Негласный комитет, который

стал заниматься проблемой реформирования российского общества. Из

екатерининских вельмож был создан Непременный совет, который был своеобразным контролирующим органом, а также Сенату были возвращены функции административного и контролирующего органа.

В1801г. Александр издает указ, который разрешает покупать землю не только дворянам, но также купцам, мещанам и государственным крестьянам. В 1803г. выходит самый прогрессивный указ Александра в крестьянском вопросе «о вольных хлебопашцах», который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных крестьян с землей за выкуп.В 1809г. Александр отменяет право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за мелкие провинности.

Вторая половина XIX века - Это время отмены в России многовекового крепостного права и целой серии реформ, затрагивающих все стороны общественной жизни.

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей.

Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов: манифест и Положение о даровании свободы крестьянам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др.

Принцип проведенной в 1864 г. земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе

имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов. Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в

Новые судебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было введено два вида суда - общий (коронный) и мировой. Общий суд ведал уголовными делами. Судебный процесс стал открытым, хотя в ряде случаев дела слушались при «закрытых дверях».

В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года.

В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла

отмена откупной системы, которую сменили акцизы(1863 г.). С 1862 г.

единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным.

«Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение.

В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав.

Против самодержавия выступили представители группы:дворяне, помещики. Причем значительная часть участников декабристского движения были представителями крупных землевладельцев. Кроме самодержавия причин у декабристов не было, т.е. декабризм – явление идеологическое.(идеи просветителей, которые распространяются только среди дворян, сама русская действительность начала XIX века. Заграничный поход русской армии 1813г., в ходе которого молодые прогрессивные офицеры познакомились с принципиально другим миром, сами реформы Александра подводили общественное сознание к необходимости реформирования российского общества.


Похожая информация.