Составить предложения по теме. Дидактическая игра «Составь предложение. Знаки препинания в предложениях различных видов

Простое предложение — это такое предложение, которое состоит из одного или нескольких грамматически объединенных слов, которые выражают завершенную мысль. Это основная грамматическая единица синтаксиса. В простом предложении должна быть только лишь одна грамматическая основа (предикативный центр).

  • Отец моет машину.
  • Дети играют на лужайке.
  • Сумерки.
  • Бабушка отдыхает.

Простое предложение — основной структурный тип предложений в русском языке, который служит для построения сложных предложений.

  • Пришла весна + Растаял снег = Пришла весна, растаял снег.

Грамматическая структура

Различают главные и второстепенные члены простого предложения. Главные — подлежащее (отвечает на вопросы "кто? что?") и сказуемое (отвечает на вопросы "что делает? что делал? что будет делать?") — называют предмет, который является субъектом действия (подлежащее) и само действие, выполняемое субъектом (сказуемое). Подлежащее и сказуемое взаимосвязаны и составляют предикативный центр.

Второстепенные — дополнение, определение, обстоятельство — объясняют сказуемое и/или подлежащее или же другие второстепенные члены и зависят от них синтаксически.

  • Старенький трамвай медленно ехал по раскаленным рельсам.

В этом предложении подлежащее — "трамвай", сказуемое — "ехал". От подлежащего "трамвай" зависит определение "старенький". Сказуемое "ехал", которое связано с подлежащим "трамвай", руководит дополнением "по рельсам" и имеет зависящее обстоятельство "медленно". Дополнение, в свою очередь, тоже имеет второстепенный зависящий член предложения — определение "раскаленным". Все предложение делится на группу подлежащего ("старенький трамвай") и группу сказуемого ("медленно ехал по раскаленным рельсам"). Информация ниже поможет делать синтаксический разбор предложения просто и быстро.


Какие бывают типы простых предложений?

Существуют следующие типы простых предложений:

  • невосклицательное и восклицательное (относительно интонации);
  • повествовательное, вопросительное, побудительное (относительно цели высказывания);
  • двусоставное и односоставное (относительно состава грамматической основы);
  • полное и неполное (относительно наличия/отсутствия необходимых членов предложения);
  • распространенное и нераспространенное (относительно наличия/отсутствия второстепенных членов предложения);
  • осложненное и неосложненное.

Восклицательные и невосклицательные

Что касается этого типа, то определяющим моментом есть наличие/отсутствие знака восклицания.

  • Весна пришла. Весна пришла!

Повествовательные, вопросительные, побудительные

Второй вид указывает на то, с какой целью произносится данная сентенция: рассказать о чем-либо (Дунай впадает в Черное море), спросить о чем-либо (Когда ты наконец-то женишься?) или побудить к чему-либо (Купи батон на ужин).

Односоставные и двусоставные

Какие простые предложения можно назвать односоставными? Те, у которых предикативная (грамматическая) основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого.

  • Оттепель.
  • Красивая девушка.
  • Светает.

Если из главных членов в предложении есть только подлежащее, то такие грамматические единицы называются назывными, или номинативными.

  • Красота невероятная!
  • Вечерний Киев с множеством огней.

Если же есть только сказуемое, то выделяют несколько видов таких односоставных предложений:

  • определенно-личное (действие исполняется неким предметом или личностью и выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени);
  • неопределенно-личное (сказуемое выражено глаголом в 3-м лице множественного числа);
  • обобщенно-личное (глагол выражается формой 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени и 3-го лица множественного числа, но внимание концентрируется на самом действии);
  • безличное (действующее лицо грамматически не выражено).

Предложение, предикативный центр которого состоит из двух членов, именуется двусоставным.

  • Идут дожди.

Полные и неполные

Простое предложение может быть полным и неполным.

Полным считается такое предложение, в котором присутствуют все главные и второстепенные члены, необходимые для построения и полноты выражения значения.

  • Я смотрю на луну.
  • Поезд проезжает мост.

В неполном пропущен главный или второстепенный член предложения, но он понятен из контекста или ситуации речи.

  • Она поздоровалась с учителем. Он — с ней.

Тут пропущено слово "поздоровался", но оно понятно для слушателя исходя из контекста.

Распространенные и нераспространенные

Простое предложение бывает распространенным (есть второстепенные члены, которые служат для объяснения главных) и нераспространенным (состоит только из предикативного центра, второстепенные члены отсутствуют). Примеры распространненных предложений:

  • Ярко светит июльское солнце.
  • Наконец распогодилось.
  • Красивая стройная девушка.

Примеры нераспространенных предложений:

  • Светит солнце.
  • Распогодилось.
  • Девушка.

Простые предложения могут быть осложненными:

  • однородностью разных членов предложения (Любил он и трепетные рассветы, и красочные закаты, и лунные ночи);
  • обособленными определениями, которые стоят после слова, которое объясняют (Дорога, ведущая к водопаду, начала стремительно вилять);
  • приложениями (Около леса стояла хижина — жилище лесника);
  • обособленными дополнениями (Фильм мне очень понравился, за исключением некоторых сцен);
  • обособленными обстоятельствами (Приготовив ужин, мать еще долго сидела на кухне);
  • обращениями и вводными конструкциями (О юность, как быстро ты проходишь! Весна, кажется, будет поздней);
  • уточняющими членами предложениями (Авария случилась в четыре утра, то есть на рассвете).

Но простое осложненное предложение легко спутать со сложным. Поэтому надо быть внимательным и ориентироваться на количество предикативных центров.

Сделать синтаксический разбор предложения просто. Можно написать для себя схему-подсказку.

Светлана Курицына
Дидактическая игра «Составь предложение»

Цель : Развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи :

Обогащение словарного запаса детей,

Обучение подбору однородных членов предложения (подлежащих, сказуемых, определений и т . д.) Например : снег- пушистый, искрящийся, мягкий, сверкающий…

Учить подбирать объект к названию действия. Например : кататься- коньки, лыжи, санки, ледянки…

Учить составлять простые предложения по модели : «Кто? Что делает?»

Учить расширять объём предложения за счёт введения однородных подлежащих, сказуемых, определений , дополнений и т. п. Например : Таня катается. Таня и Вова катаются; Таня взяла санки. Таня взяла санки и ледянку.

Учить составлять предложения с предлогами «на» , «в» , «под» , «от» , «с/со» , «потому что» , «чтобы» , «из-за» , «из-под» , «над» , «между» .

Закреплять навыки построения различных типов предложения :

Описание игры :

игра состоит из четырёх этапов :

1). Обогащение словарного запаса по теме (подготовительный этап)

2). Совершенствование грамматического строя речи (подготовительный этап)

3). Знакомство с условными обозначениями (ознакомительно-подготовительный этап,

4). Составление предложений (основной этап) :

По предложенным картинкам

(«На картинки посмотри, предложение сочини ,

С пропущенными картинками

(«Предложение почини , пропавшие слова верни!» ,

С заданным началом

(,

Без опорных картинок по заданию и самостоятельно,

С элементами фантазии

(«Предложение сочини , фантазёрством удиви!» , «Весёлые фантазёры» ).

Для игры предусмотрено два игровых поля .

Первое, для словарной работы 7х7.

Второе, для грамматической работы 4х9.

Плакат с условными обозначениями.

Полоса с десятью кармашками, для составления предложений .

Опорные картинки-карточки (точно такие, как на плакате с условными обозначениями) .

Картинки с изображениями по теме «Зимние забавы» (снег, сосулька, дед Мороз, ель, зима, лыжи, коньки, лёд, санки) .

1). Итак, первый подготовительный этап – словарная работа, обогащение словарного запаса.

Игровое поле представляет собой таблицу из 49 клеток, т. е. 7х7. На первый прямоугольник таблицы будет выставляться предъявляемое изображение (одно из девяти : снег, сосулька, дед Мороз, ель, зима, лыжи, коньки, лёд, санки).

На игровое поле по обогащению словарного запаса ведущий (логопед или воспитатель) выставляет картинку с изображением. Далее ведущий предлагает называть слова - признаки, которые можно отнести к выставленному изображению. Для детей это задание формулируется так :

Назовите по очереди все слова, которые опишут нам, КАКОЙ предмет изображён .

Например : лыжи. КАКИЕ? – быстрые, длинные, деревянные…

Дети по очереди называют слова-признаки и выкладывают на игровое поле свою карточку. Если игрок затрудняется подобрать признак, то по указанию ведущего, либо ход переходит к другому игроку, либо ведущий помогает игроку подобрать признак предмета , задавая наводящие вопросы. Всё зависит от особенностей детей-игроков и от преследуемых воспитателем-логопедом целей. Когда названы все признаки, изображённого объекта, ведущий выдаёт следующее задание.

Назовите по очереди, что может ДЕЛАТЬ то, что изображено на картинке или, что можно делать с тем, что изображено на картинке.

Дети, называя слова-действия по очереди, выкладывают свои карточки на игровое поле. Например : снег. Что делает? – падает, ложится, укрывает…Ведущий, при затруднении игроков, либо помогает подобрать слова-действия наводящими вопросами, либо предоставляет право хода следующему игроку, в зависимости от особенностей игроков, преследуемых целей. После того, как все слова-действия названы, ведущий выдаёт следующее задание.

Назовите по очереди слова, которые относятся к данному изображению, и про которые можно сказать КТО? или ЧТО? Например : ель – иголки, лапы, ствол, шишки…Ведущий регулирует словарную работу детей в соответствии с двумя предыдущими этапами .

После того, как подобраны слова-названия признаков, слова-названия действий, слова-названия предметов , подсчитываем карточки каждого участника. У кого карточек больше, тот победил на этом этапе. Можно выделить 1,2 и 3 место.

В игре подобраны следующие изображения :

Сосулька,

Дед Мороз,

и приведены слова-признаки, слова-действия и слова-предметы . Когда дети только начинают осваивать игру, то игровое поле будет заполнено порой меньше, чем наполовину. Впоследствии возможна даже такая ситуация, что не хватит клеток на игровом поле в процессе игры (при такой ситуации игрок продолжает игру с первой клетки игрового поля) . В этом случае следует обратить внимание детей на то, как хорошо они поработали, заложили в свою головку много новых слов.

2). После этапа «обогащение словарного запаса» переходим к этапу «совершенствование грамматического строя речи» .

На игровое поле по грамматическому строю, игроки по очереди выкладывают свои карточки, проговаривая изменённое слово, предъявленное ведущим .

Игровое поле по совершенствованию грамматического строя речи состоит из четырёх столбцов :

-«Назови ласково» - образование существительных суффиксальным способом, уменьшительно-ласкательные суффиксы,

-«Один - много» - образование множественного числа имён существительных,

- «Один, два, три, четыре, пять» - согласование числительных,

- «Есть - нет» - образование родительного падежа имён существительных.

Строк в таблице по совершенствованию грамматического строя девять, по числу рассматриваемых в игре слов (см. выше) . Сверху игрового поля свободный квадратик для карточки с изображением предмета , название которого игроки будут изменять.

Игроки по очереди изменяют, предложенные ведущим слова , выкладывая свои карточки на игровом поле при правильном ответе. Если игрок допускает ошибку, то ведущий может передать право хода следующему игроку или помочь исправить ошибку. По окончании игры подсчитываются карточки игроков, и подводятся итоги.

В игровых упражнениях дети обучаются :

Образованию форм родительного падежа множественного числа;

Преобразованию единственного числа имен существительных во множественное число;

предложно -падежному управлению;

Согласованию прилагательных с существительными;

Согласованию имен существительных с числительными;

Образование уменьшительной формы имен существительных;

Образованию прилагательных от существительных;

Образованию однокоренных слов (Какие слова можно образовать от слова «снег» (снежный, снеговик, снежок, «зима» (зимний, зимовать, зимовье, позёмка) ;

3). На следующем этапе знакомим игроков с условными обозначениями, которые будут нами использованы при составлении предложений . Это можно организовать тоже в виде игры.

Предложить детям поиграть в разведчиков и зашифровать слово. Каждый на листочке пытается изобразить условным значком то слово, которое называет ведущий. Затем сравниваем то, что нарисовал ребёнок, с изображениями на плакате и договариваемся об условных обозначениях в игре, которые будем использовать при конструировании предложения .

Только после того, как проведена вся подготовительная работа по обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и выбора условных обозначений для слов переходим к составлению предложений . А подготовительная работа может быть продолжительной, длиться не один и не два дня, а порой недели в рамках лексической темы.

Всегда плакат с условными обозначениями у детей перед глазами. Например, на доске. На доске также расположены кармашки для вкладывания картинок при конструировании предложения .

Составление предложений (основной этап) :

По предложенным картинкам

(«На картинки посмотри, предложение сочини ).

Ведущий сам вкладывает в кармашки картинки, предъявляя участникам игры задание составить предложение . Кто хорошо справляется с заданием, получает карточки, которые были разыграны в самом начале игры. Для объективного подведения итогов игры.

С пропущенными картинками

(«Предложение почини , пропавшие слова верни!» ).

Ведущий вкладывает в кармашки картинки, таким образом, чтобы можно было составить предложение , причём оставляет пустым сначала один кармашек, затем два и т. д., с тем, чтобы игроки восстановили предложение . За правильное и быстрое выполнение задания выдаются карточки. Ведущий может направлять, помогать игрокам наводящими вопросами или передавать ход другому игроку.

С заданным началом

(«Кто придумает конец, тот и будет молодец!» ).

Ведущий вкладывает в кармашки картинки, позволяющие начать составлять предложение , а продолжает предложение игрок-ребёнок , который за быстрое и правильное составление предложения зарабатывает карточки. Дети по очереди предлагают свои варианты предложений .

Без опорных картинок по заданию и самостоятельно

(«Предложение сочини , в карман картинку положи!» ).

Ведущий предлагает игрокам самостоятельно составить предложение , например

Из двух слов,

Из трёх слов…

С заданным словом,

С заданными словами,

По заданной теме и т. д.

Дети-игроки зарабатывают карточки, при подсчёте которых в конце игры подводится итог, и выделяются игроки-победители.

С элементами фантазии

(«Предложение сочини , фантазёрством удиви!» , «Весёлые фантазёры» ). Это этап самого высокого уровня сложности, где дети проявляют фантазию, активно пользуются воображением. За выполнение этого задания предлагаем выдавать по 2 карточки.

Например : Дети катались с на шоколадных лыжах.

Шёл пушистый снег из сладкой ваты, который дети сразу же съедали.

Первые два этапа подготовительные, третий – ознакомительно-подготовительный, четвёртый - основной.

В конце работы на каждом этапе ведущий с игроками подводят итоги работы, обсуждают, что удалось хорошо, над, чем ещё предстоит поработать , выделяют лидеров.

Главная особенность игры, что можно при составлении предложений оставлять некоторые кармашки пустыми, если нет условного обозначения этого слова на плакате, лишь проговаривать отсутствующее на модели слово, тем самым давая возможность ребёнку самостоятельно, творчески подходить к выполнению задания.

Необходимо учить детей согласовывать слова в предложениях (задания типа «Составь предложение с заданным словом » , «Расширь предложение » ).

При выполнении этих заданий необходимо обратить внимание на умение ребенка образовывать слова разных форм, выделять вспомогательные слова, правильно согласовывать слова в сложных грамматических конструкциях, умение составлять простые и сложные предложения .

При выполнении всех игровых заданий необходимо обратить внимание на умение ребенка самостоятельно, последовательно, обстоятельно составлять , конструировать предложения ; создавать интересный сюжет в предложении с наличием однородных членов предложения , соблюдать логическую последовательность.

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    1 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]

  2. Задание 2 из 10

    2 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]

  3. Задание 3 из 10

    3 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].

  4. Задание 4 из 10

    4 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].

  5. Задание 5 из 10

    5 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].

  6. Задание 6 из 10

    6 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].

  7. Задание 7 из 10

    7 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П..,│О│!] - [а]. - [│ВВ│,…П..]».

  8. Задание 8 из 10

    8 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].

  9. Задание 9 из 10

    9 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).

  10. Задание 10 из 10

    10 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Порядок составления схемы предложения

Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял ».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване ».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня ».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд . Схема предложения следующая

[│О│,…..].

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

[│ВВ│,…..].

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

[│ДО│, Х …].

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

[ Х,│ ПО│, …..].

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«[П!]»- [а].

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…... ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения.

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

[…..], (что ….).

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

[…..], (которым ….).

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

[…..] — […..].

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

[…..], (поэтому ….): [│ВВ│,...], и [....].

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

(который ….).

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

↓ когда? ↓ зачем?

(когда ….), (чтобы ….).

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

↓ что? ↓ что? ↓ что?

(как ….), (как ….), (как ….).

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Найди 10 отличий

Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

-Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что ты кричишь? Что случилось?

-Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. -Там в лесу кто-то дразнится.

-Кто дразнится?

-Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

Мама задаёт сыну вопросы:

-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

Это вопросительные предложения.

Мальчик сообщает ей:

- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу - и он тоже. Да ведь это эхо!

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то - это повествовательные предложения.

Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.

- Вот послушай

Это побудительное предложение.

Объясню термин «побудительное предложение». Будить - помогать проснуться (отсюда слово будильник ), а значит, начать действовать; побуждение - подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.

Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.

Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)

Не барабань пальцами по столу! (Требование)

Будьте добрыми! (Пожелание)

Давайте играть в прятки. (Предложение)

Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)

Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.

Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией .

Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.

Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные .

В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Хотите - запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.

Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.

1. Хороший снеговик получился.

Хороший снеговик получился!

2. Что тут у вас происходит?

Что тут у вас происходит?!

3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, в нём выражена радость.

Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, произносится с особым чувством.

Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.

Кто живёт в капле речной воды?

Почему летом жарко, а зимой холодно?

Что будет, если исчезнут насекомые?

Какой зверь самый хищный на свете?

Где и как рождается снег?

Откуда берётся роса на траве?

Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.

Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?

Что каждый из знаков говорит об интонации?

По интонации первое предложение - невосклицательное, а второе и третье - восклицательные.

Что каждый из знаков говорит о цели?

Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение - вопросительное.

Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.

Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.

- Какой шум!

- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

- Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)

- Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)

Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

Вы знаете, кто я? Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.

Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

Повествовательные : Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

Теперь вы знаете, что предложение бывает

1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;

2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.

Повествовательное - это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.

Вопросительное предложение задаёт вопрос.

Побудительное предложение побуждает к действию.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  • Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: "Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в".
  • Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок

(По В.Волиной)

  • Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.

Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка ? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша . Составь предложение со словом позёмка.

(По Н. Надеждиной)

Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.

Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).

Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.

В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.

План составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
  2. Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
  3. После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
  4. В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
  5. Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
  6. Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
  7. Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
  8. В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
  9. И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
  10. Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
  11. Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.

Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.

Схемы простых предложений

Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:

При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.

Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:

Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.

Обращение : обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:

На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:

Предложения с вводными словами : можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:

В схеме с причастным оборотом , кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:

Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):

  • обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
  • обособленными дополнениями;
  • обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).

Предложения с прямой речью

Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:

Схемы сложных предложений

И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.

Начнем со сложносочиненного предложения : его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.

В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.

Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.

Составляя схему предложения с разными видами связи , легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:

Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными . Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:

Параллельное подчинение:

Однородное подчинение:

Составьте по данным схемам предложения

Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.

  1. Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
  2. Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
  3. Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
  4. Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
  5. Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].

Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!

Заключение

Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.

А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.

Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.